Материалы » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 6

(Ученики читали рассказ к уроку)

II. Беседа.

Учитель: Обратимся к заглавию рассказа. Какие ассоциации возникают, когда вы произносите эти слова?

Гипотеза ответа: О том, что произошло что-то непривычное, неожиданное, непредполагаемое, из ряда вон выходящее.

Учитель: Так что же произошло, что изменилось? Кто главный герой рассказа?

Гипотеза ответа: Изменились нравственные и социальные ценности людей, потерявших опору (в виде кодексов нравственности строителей коммунизма, трудовых коллективов), оставшихся в одиночестве перед натиском жестокости, аморализма, поэтому поражен деревенский герой Семен Поздняков всем тем, что он увидел в городе.

Учитель: Чем поражен Семен? Зачитайте текст.

Ответы: ….

Учитель: Что его удивило?

Гипотеза ответа: «Охвачен удивлением, жалостью и болью при виде того, как опускают и опускают деньги «ангельскому» созданию, выпрашивающему подаяние по воле пасущего её Ахмета. А от предложения купить девочку он точно на землю опустился…»

III. Работа в группах. (Вопросы даны были заранее.)

1) 1-я группа выявляет тематику и проблематику рассказа, анализируя время, место действия, широту изображаемого материала; характеризуя самих героев и ситуации, в которые они поставлены автором, в частности Сени и Кати; сопоставляя разные характеры и типы поведения (деревенские жители и «горлохваты»).

Учитель: Шокируют ли вас события, происходящие на страницах рассказа?

Гипотезы ответов: - Нет, здесь показана реальная жизнь.

- Хотя, конечно, все это ужасно, печально, обидно, но это происходит в нашей стране.

- Я одобряю поступок Сени: взять ребенка, ничего не зная о нем, ничего не имея: ни документов, ни вещей.

Учитель: Как вы думаете, случайно ли среди всех этих «невинных» людей (деревенских) женщина выбрала именно этого «петушистого» (Сеню).

Гипотеза ответа: В нем есть что-то такое, на что можно положиться, ему можно довериться.

Учитель: Как меняется настроение, состояние героев? О чем это говорит?

Гипотеза ответа: Герой недоумевает, как это можно продавать ребенка; сетует, когда его жена Галя ругает за то, что он украл ребенка, теряется при виде мужиков; отчаивается.

Учитель: Вы сказала о Сене, а о девочке? Что происходит с ней?

Гипотеза ответа: Ее состояние тоже меняется. (приводят примеры из текста).

2) 2-я группа работала над особенностями художественной манеры писателя.

Продолжается работа с текстом.

Учитель: Зачитайте портрет девочки.

Учащиеся зачитывают

Учитель: Сочувствие, боль автора разделяет и читатель. А что вы скажете о пейзаже в рассказе Распутина?

Гипотезы ответов: - Все очеловечено Распутиным: и любимая им Ангара («бурлила, закручивалась в воронки, пенилась, звенела»)…

- В этом заключается одна из особенностей его художественной манеры: метафорическое осмысление природы. Именно пейзаж создает у читателя соответствующее настроение.

- У Распутина ничего не бывает случайно. Даже название катера «Метеор» - символично. Жизнь тоже быстро проходит, поворачивается к людям то светлой, то темной стороной, как «Метеор» причаливает к берегу, на котором находились заброшенные деревеньки ( «леспромхоз то работал, то не работал»), с разными новостями.

- Психологически тонко, точно, с пониманием передает автор противоречивость чувств, переживаний своих героев.

- Особую роль играет и такая художественная деталь, как лампа: «Катя так и обмирала перед лампой…»

3) 3-я группа работала над композиционными особенностями рассказа.

Учитель: Как писатель поддерживает наш интерес, интригу?

Гипотезы ответов: - Рассказчик, повествуя о Сене, его односельчанах,

уезжающих из города в деревню, возвращает нас на несколько дней назад в город и рассказывает о неожиданной встрече Сени с девочкой, к судьбе которой он оказывается причастным: он увозит девочку к себе в деревню, где она постепенно приходит в себя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другая информация:

Понятие педагогического общения и его виды
Исследователи выражают различные точки зрения, определяя общение. Так, например, А.А. Леонтьев утверждает, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной д ...

Анализ программ элективных курсов отдельных школ Читинской и Иркутской области
Понятие «программа» (др.-греч. πρόγραμμα объявление, приказ) определяется как: 1) план намеченной деятельности, работ; 2) краткое изложение содержания и методологических установок предмета, преподаваемого в учебном заведении. 3) содержание основных полож ...

Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактических игр на уроках математики в начальных классах
Нами был проведен эксперимент, главной целью которого было выяснение, как дидактические игры развивают познавательную деятельность. Для экспериментальной работы была выбрана база исследования МОУ СОШ д. Исянгильдино Хайбуллинского района. Экспериментальная работа проводилась во 2-ом классе по прогр ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru