(Ученики читали рассказ к уроку)
II. Беседа.
Учитель: Обратимся к заглавию рассказа. Какие ассоциации возникают, когда вы произносите эти слова?
Гипотеза ответа: О том, что произошло что-то непривычное, неожиданное, непредполагаемое, из ряда вон выходящее.
Учитель: Так что же произошло, что изменилось? Кто главный герой рассказа?
Гипотеза ответа: Изменились нравственные и социальные ценности людей, потерявших опору (в виде кодексов нравственности строителей коммунизма, трудовых коллективов), оставшихся в одиночестве перед натиском жестокости, аморализма, поэтому поражен деревенский герой Семен Поздняков всем тем, что он увидел в городе.
Учитель: Чем поражен Семен? Зачитайте текст.
Ответы: ….
Учитель: Что его удивило?
Гипотеза ответа: «Охвачен удивлением, жалостью и болью при виде того, как опускают и опускают деньги «ангельскому» созданию, выпрашивающему подаяние по воле пасущего её Ахмета. А от предложения купить девочку он точно на землю опустился…»
III. Работа в группах. (Вопросы даны были заранее.)
1) 1-я группа выявляет тематику и проблематику рассказа, анализируя время, место действия, широту изображаемого материала; характеризуя самих героев и ситуации, в которые они поставлены автором, в частности Сени и Кати; сопоставляя разные характеры и типы поведения (деревенские жители и «горлохваты»).
Учитель: Шокируют ли вас события, происходящие на страницах рассказа?
Гипотезы ответов: - Нет, здесь показана реальная жизнь.
- Хотя, конечно, все это ужасно, печально, обидно, но это происходит в нашей стране.
- Я одобряю поступок Сени: взять ребенка, ничего не зная о нем, ничего не имея: ни документов, ни вещей.
Учитель: Как вы думаете, случайно ли среди всех этих «невинных» людей (деревенских) женщина выбрала именно этого «петушистого» (Сеню).
Гипотеза ответа: В нем есть что-то такое, на что можно положиться, ему можно довериться.
Учитель: Как меняется настроение, состояние героев? О чем это говорит?
Гипотеза ответа: Герой недоумевает, как это можно продавать ребенка; сетует, когда его жена Галя ругает за то, что он украл ребенка, теряется при виде мужиков; отчаивается.
Учитель: Вы сказала о Сене, а о девочке? Что происходит с ней?
Гипотеза ответа: Ее состояние тоже меняется. (приводят примеры из текста).
2) 2-я группа работала над особенностями художественной манеры писателя.
Продолжается работа с текстом.
Учитель: Зачитайте портрет девочки.
Учащиеся зачитывают
Учитель: Сочувствие, боль автора разделяет и читатель. А что вы скажете о пейзаже в рассказе Распутина?
Гипотезы ответов: - Все очеловечено Распутиным: и любимая им Ангара («бурлила, закручивалась в воронки, пенилась, звенела»)…
- В этом заключается одна из особенностей его художественной манеры: метафорическое осмысление природы. Именно пейзаж создает у читателя соответствующее настроение.
- У Распутина ничего не бывает случайно. Даже название катера «Метеор» - символично. Жизнь тоже быстро проходит, поворачивается к людям то светлой, то темной стороной, как «Метеор» причаливает к берегу, на котором находились заброшенные деревеньки ( «леспромхоз то работал, то не работал»), с разными новостями.
- Психологически тонко, точно, с пониманием передает автор противоречивость чувств, переживаний своих героев.
- Особую роль играет и такая художественная деталь, как лампа: «Катя так и обмирала перед лампой…»
3) 3-я группа работала над композиционными особенностями рассказа.
Учитель: Как писатель поддерживает наш интерес, интригу?
Гипотезы ответов: - Рассказчик, повествуя о Сене, его односельчанах,
уезжающих из города в деревню, возвращает нас на несколько дней назад в город и рассказывает о неожиданной встрече Сени с девочкой, к судьбе которой он оказывается причастным: он увозит девочку к себе в деревню, где она постепенно приходит в себя.
Другая информация:
Характеристика подросткового возраста
Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через ...
Обзор диагностических методик по выявлению нарушения
чтения у детей с ОНР III уровня
При разработке методики Р.И. Лалаевой за основу был положен психолингвистический подход. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структуре речевой деятельности. Таким образом, в соответствии с психолингвистическим подходом, при исследова ...
Мотивы выбора школьниками элективных курсов
Так как элективные курсы выбираются самими учащимися, они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса. Следует отметить, что к основным мотивам выбора элективных курсов в 9-11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся ...