Проследим как меняется ее отношение к Ирочке.
Учащиеся ищут ответы в тексте и зачитывают.
Вывод учителя: Мы видим, как меняется Анна, трудно это происходит, но происходит. Анна понимает, что не может без нее, она растворилась в ней.
Не Ирочка для нее, а она для Ирочки.
Вопрос: А что происходит с Олегом?
Учащиеся ищут ответы в тексте и зачитывают.
Вывод учителя: Мы видим: от любви к Ирочке ничего не осталось. Мы видим его моральное падение, раскаяние, переговоры с собственной совестью и стремительное отчуждение от Ирочки. Она больше ему не нужна и мать тоже.
Вопрос: Почему такое оказалось возможным? Анне жаль сына, она спасает Ирочку и уходит от нее. Что изменило Анну за все это время, ведь она в конце рассказа совсем другая?
Учащиеся делятся своими мнениями.
Вопрос: Согласны ли вы с Олегом, который утверждал, что он боролся за свою любовь? Посмотрите на тему урока: «Две правды». А настоящая какая?
Гипотеза ответа: Правду сына нужно взять в кавычки. Еще нужно сказать о правде автора. Она в том, что у человека должна быть душа. Анна обрела эту душу, через любовь к сыну (ей жаль сына). Она спасает Ирочку, растворяется в ней. И она счастлива, недаром подруга сына Петракова говорит Олегу: «Твоя мать – счастливая женщина». Правда матери тоже не состоятельна.
Случилось несчастье, и она стала так нужна!
Вопрос: Вернемся к заглавию рассказа. Какая правда заключена для вас в словах автора: «Я есть. Ты есть. Он есть.»?
Домашнее задание: Дать письменный ответ на этот вопрос.
Урок по рассказу Л.Улицкой «Цю-юрих». (11 класс)
Тема: Л.Улицкая и ее герои. Анализ рассказа «Цю-юрих».
Цели:
1. Обучающая: познакомить с одним из рассказов сборника Л.Улицкой «Сквозная линия»; выявить главную тему и мысль рассказа; формирование умений и навыков анализа произведения.
2. Развивающая: развитие речи, мышления (доказывать, обобщать, сравнивать).
3. Воспитывающая: формирование пути искания собственного «я», процесса постоянного самообращения, самоузнавания.
Ход урока:
Слово учителя: Дома вы прочитали рассказ Л.Улицкой «Цю-юрих», подумали над вопросами, с которыми мы будем работать на уроке.
Л.Улицкая современная писательница, автор романа «Медея и ее дети», «Искренне ваш Шурик». Одной из главных тем ее книг является женская тема. Но подход к этой теме совсем иной, этот рассказ плотно аккумулирующий идею определения места женщины в пространстве собственного бытия. Прочитав этот рассказ, вы увидели необычных героев.
Вот сейчас и будем выявлять, что же необычного, нового мы увидели в женском образе.
Вопрос: Каков сюжет рассказа?
Гипотеза ответа: Главная героиня Лидия мечтает уехать за границу, выйти замуж за иностранца, что в итоге ей и удается сделать.
Вопрос: Где происходит действие? Как характеризуется пространство России и Швейцарии?
Гипотеза ответа: Само название рассказа указывает на особое внимание автора к пространству текста, которое представлено пространством советской России (Москвы) и Швейцарии (Цюриха). Пространство России характеризуется Улицкой весьма четко как пространство, «плодящее» неразличимых людей: «миллион Николаев в Кирзе. Миллион теток вроде тети Насти». Пространство, где люди, по определению В.Путицына, отвыкают от себя (себя – как индивидуальности).
Вопрос: Рассказывают ли о себе героини рассказа?
Гипотеза ответа: Нет. Так, например, главные героини, Лидия и ее покровительница Эмилия Карловна, сознательно отказываются от обладания знанием о себе, своем прошлом, о семье. Все забыто навсегда. И у Эмили, и у Лидии.
Вопрос: А есть ли фамилии у них?
Гипотеза ответа: Нет. Улицкая изображает их без фамилий. Это еще раз говорит о потере своей индивидуальности. Даже смена пространства не гарантирует обретения своей индивидуальности.
Другая информация:
Социально-педагогическая коррекция отношений в
приемной семье
Современное общество пытается ограничивать рамки семьи родителями и детьми. В такой семье вся жизнь подчинена прихотям детей, ребенок, ощущая чрезмерную заботливость и нежность родителей, пытается вырваться из замкнутой и душной атмосферы, его тянет на улицу. Родители не знают, как дальше строить с ...
Содержание и формы трудового воспитания младших школьников
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношен ...
Основные направления деятельности классного руководителя
Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его и с учетом оценки результата корректировать профессиональную деятельность. Выявлять и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе – в конце каждой чет ...