Материалы » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 9

Проследим как меняется ее отношение к Ирочке.

Учащиеся ищут ответы в тексте и зачитывают.

Вывод учителя: Мы видим, как меняется Анна, трудно это происходит, но происходит. Анна понимает, что не может без нее, она растворилась в ней.

Не Ирочка для нее, а она для Ирочки.

Вопрос: А что происходит с Олегом?

Учащиеся ищут ответы в тексте и зачитывают.

Вывод учителя: Мы видим: от любви к Ирочке ничего не осталось. Мы видим его моральное падение, раскаяние, переговоры с собственной совестью и стремительное отчуждение от Ирочки. Она больше ему не нужна и мать тоже.

Вопрос: Почему такое оказалось возможным? Анне жаль сына, она спасает Ирочку и уходит от нее. Что изменило Анну за все это время, ведь она в конце рассказа совсем другая?

Учащиеся делятся своими мнениями.

Вопрос: Согласны ли вы с Олегом, который утверждал, что он боролся за свою любовь? Посмотрите на тему урока: «Две правды». А настоящая какая?

Гипотеза ответа: Правду сына нужно взять в кавычки. Еще нужно сказать о правде автора. Она в том, что у человека должна быть душа. Анна обрела эту душу, через любовь к сыну (ей жаль сына). Она спасает Ирочку, растворяется в ней. И она счастлива, недаром подруга сына Петракова говорит Олегу: «Твоя мать – счастливая женщина». Правда матери тоже не состоятельна.

Случилось несчастье, и она стала так нужна!

Вопрос: Вернемся к заглавию рассказа. Какая правда заключена для вас в словах автора: «Я есть. Ты есть. Он есть.»?

Домашнее задание: Дать письменный ответ на этот вопрос.

Урок по рассказу Л.Улицкой «Цю-юрих». (11 класс)

Тема: Л.Улицкая и ее герои. Анализ рассказа «Цю-юрих».

Цели:

1. Обучающая: познакомить с одним из рассказов сборника Л.Улицкой «Сквозная линия»; выявить главную тему и мысль рассказа; формирование умений и навыков анализа произведения.

2. Развивающая: развитие речи, мышления (доказывать, обобщать, сравнивать).

3. Воспитывающая: формирование пути искания собственного «я», процесса постоянного самообращения, самоузнавания.

Ход урока:

Слово учителя: Дома вы прочитали рассказ Л.Улицкой «Цю-юрих», подумали над вопросами, с которыми мы будем работать на уроке.

Л.Улицкая современная писательница, автор романа «Медея и ее дети», «Искренне ваш Шурик». Одной из главных тем ее книг является женская тема. Но подход к этой теме совсем иной, этот рассказ плотно аккумулирующий идею определения места женщины в пространстве собственного бытия. Прочитав этот рассказ, вы увидели необычных героев.

Вот сейчас и будем выявлять, что же необычного, нового мы увидели в женском образе.

Вопрос: Каков сюжет рассказа?

Гипотеза ответа: Главная героиня Лидия мечтает уехать за границу, выйти замуж за иностранца, что в итоге ей и удается сделать.

Вопрос: Где происходит действие? Как характеризуется пространство России и Швейцарии?

Гипотеза ответа: Само название рассказа указывает на особое внимание автора к пространству текста, которое представлено пространством советской России (Москвы) и Швейцарии (Цюриха). Пространство России характеризуется Улицкой весьма четко как пространство, «плодящее» неразличимых людей: «миллион Николаев в Кирзе. Миллион теток вроде тети Насти». Пространство, где люди, по определению В.Путицына, отвыкают от себя (себя – как индивидуальности).

Вопрос: Рассказывают ли о себе героини рассказа?

Гипотеза ответа: Нет. Так, например, главные героини, Лидия и ее покровительница Эмилия Карловна, сознательно отказываются от обладания знанием о себе, своем прошлом, о семье. Все забыто навсегда. И у Эмили, и у Лидии.

Вопрос: А есть ли фамилии у них?

Гипотеза ответа: Нет. Улицкая изображает их без фамилий. Это еще раз говорит о потере своей индивидуальности. Даже смена пространства не гарантирует обретения своей индивидуальности.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другая информация:

Рисование как средство эмоционально-эстетического воспитания
Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются неотъемлемой частью всестороннего развития учащихся и активно содействуют этому развитию. Конкретно-практический характер занятий создает благоприятные условия для мобилизации пол ...

Особенности распознавания общих категориальных значений
Эта группа заданий представлена в виде 2 процедур. Задание №1. Из заданий, вошедших в эту группу, более сложными для детей экспериментальной группы оказалось называние следующих общих категориальных значений: «времена года» - только 4 из 15 назвали правильно, среди них 2 ребенка с доминирующим русс ...

Целостный подход
В контексте приобщения человека к социокультурному наследию целостный подход предполагает формирование целостной личности как сложной био-психо-социокультурной системы, которая конструируется в процессе ее целенаправленного образования, с одной стороны, и стихийного саморазвития, с другой. Действит ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru