Исследователи выражают различные точки зрения, определяя общение. Так, например, А.А. Леонтьев утверждает, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение – процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности – группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости.
Большая современная энциклопедия дает следующее определение общения: «Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящих в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».
В психолого-педагогическом словаре находим следующее: «Общение – взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, являющееся необходимым условием развития и формирования личностей и групп». По мнению М.М. Рыбаковой педагогическое общение можно отнести к тем видам деятельности, для которых содержание и характер отношений между ее участниками являются залогом ее успеха. Под педагогическим общением понимается также влияние учителя на личность ученика с целью изменения его поведения, убеждений, стиля отношения к самому себе и окружающим людям, формирования ценностных ориентаций и качеств личности.
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного
процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:
общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);
система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;
ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.
Существует несколько видов общения:
Социально ориентированное общение (лекция, доклад, телевизионное выступление). В этом случае лектор выступает как представитель общества (какой-либо социальной группы), и решаемая им задача является социальной.
Групповое предметно ориентированное общение – общение, включенное в коллективный труд, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу. На первом месте здесь стоят производственные отношения. Решаемая задача также является социальной; предмет и цель такого общения – организация коллективного взаимодействия в процессе труда.
Личностно ориентированное общение – общение одного человека с другим. Это общение также может быть различным: это может быть и деловое общение, а может и простое «выяснение отношений».
В учебном процессе педагогическое общение занимает особое место, поскольку недостаточное внимание к личности школьника в процессе обучения, применение методов обучения в ущерб личности учащихся – все это может привести к возникновению серьезных педагогических проблем. Поэтому, прежде всего, стоит разобраться в том, что же такое педагогическое общение.
Подводя итог, скажем, что общение – способ передачи информации от одного человека к другому, передача или сообщение мыслей и чувств. Среди разных видов общения можно выделить педагогическое общение, которое занимает особое место. Педагогическое общение – такое общение учителя (педагогического коллектива в целом) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности для правильного формирования личности школьника.
Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.
Другая информация:
Условия развития творческих способностей школьников
Среди учебных предметов в школьном учебном курсе особое место занимают предметы гуманитарного цикла, особенно такие, целью которых является не простая передача информации, а приобщение учащихся к мировому искусству: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура и, конечно же, л ...
Реформа среднего
образования
Реформирование среднего (общего) образования началось с введения Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ - это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях: а) их резу ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
с умственной отсталостью
Дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые) – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, реч ...