Вопрос: Что было важно для Лидии?
Гипотеза ответа: Признание ее успехов другими. (например, Эмилией Карловной)
Слово учителя: Знание о себе приобретается через обращение к другому. Такое обращение возможно только в языке, диалоге, но ожидаемое героиней общение с Эмилией Карловной не происходит. Диалог как форма дискурса практически отсутствует в тексте. Один раз в финале возникает подобие диалога, когда Лидия разговаривает с Лорой, в данном случае безуспешно заменяющей Эмилию Карловну. В основном повествование ведется автором-повествователем, перебиваясь отдельными репликами и внутренней речью героев.
Вопрос: А чем замещается диалог?
Гипотеза ответа: Диалог сознательно замещается автором темой молчания.
Вопрос: Найдите примеры в тексте сцен молчания.
Учащиеся зачитывают примеры.
Вывод учителя: Молчание – либо невозможность говорить, либо нежелание устанавливать общение с другими. Еще герои наделяются неспособностью вести речь – инсульт и т.д.
Чем заменяется акт речи?
Гипотеза ответа: Заменяется актом проглатывания пищи.
Вывод учителя: В данном случае еда является синонимом безумия. В рассказе Эмилия Карловна постоянно требовала своего любимого печенья.
Приведите примеры тождества понятий еды и безумия, т.е к слиянию, совпадению действий говорения и проглатывания пищи, их не различению в тексте.
Учащиеся приводят примеры.
Гипотеза ответа: Например, у главной героини «при слове Цю-юрих (стоит обратить внимание на распад слова на две части) во рту делалось сладко»В этом же ключе автор обыгрывает и «ленинскую тему». Примечательно, что Ленин воспринимается в современной культуре скорее не как вождь пролетариата, а как безумец, человек с помутившимся в конце жизни сознанием.
Вывод учителя: Таким образом Улицкая показывает невозможность установления диалога и получения знания о себе в мире, где существует неразличимость актов говорения и глотания, духовной и телесной пищи, приводящая к разрушению сознания.
Если познание невозможно через поиск Другого и идентификацию с ним, тогда возникает единственный вариант, вариант самоидентификации.
Тема самоидентификации заявлена в тексте и отсылкой к сказке Андерсена «Гадкий утенок».
Найдите в тексте примеры.
Учащиеся находят примеры в тексте.
Вывод учителя: В рассказе «Цю-юрих» проблема самоидентификации русской женщины раскрыта как путь искания собственного «я». Эта проблема может разрешиться только через процесс постоянного самообращения, самоузнавания. Данная тема в рассказе только намечается Улицкой. Рассказ заканчивается многоточием.
Домашнее задание: Прочитать рассказ Улицкой «Женщины русских селений» из сборника «Сквозная линия».
Урок по рассказам Л.Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама» (11 класс)
Тема: Читательская конференция по рассказам Л.Петрушевской «Страна» и И.Полянской «Мама».
Цели:
1. Обучающая: сравнить рассказы двух авторов, найти сходство и различие. Выявить тему и идею. Формирование умений и навыков анализа произведения.
2. Развивающая: Формирование речи, мышления (доказывать, обобщать, сравнивать).
3. Воспитывающая: формирование нравственных качеств личности школьника (сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать).
Ход урока:
Слово учителя: К уроку вы должны были прочитать два рассказа разных авторов, но объединенных одной темой.
Вопрос: Каковы темы рассказов «Мама» и «Страна»? Можно ли сказать, что темы этих произведений совпадают?
Гипотеза ответа: И в том и в другом рассказе речь идет о матерях, о том, как они общаются со своими дочерьми.
Вопрос: Как рисуется образ матери в рассказах? (Работа с текстом)
Гипотеза ответа: В рассказе «Страна» уже в первом предложении заявлена характеристика героини: «тихая пьющая женщина», «она со следами былой красоты на лице».
Другая информация:
Технология применения логических опорных конспектов
В основе технологии лежит идея опоры на зрительный образ, которая широко распространена в практике работы учителей географии. На уроках географии применяются опоры словесные (яркие образные рассказы, описания, в том числе отрывки из художественных произведений), графические (схемы, рисунки, таблицы ...
Дифференциация как одна из основных педагогических технологий
Образовательный процесс, при котором учитываются индивидуальные различия детей, их интересы, возможности, склонности и способности, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса - дифференциацией. Цели дифференциации обучения: - с психолого-педагогической точки зрения - ...
Теоретические основы непрерывного образования
Существует несколько определений непрерывного образования. Приведем пример некоторых из них. Под непрерывным образованием понимается систематическая, целенаправленная деятельность по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так ...