Нами был проведен эксперимент, главной целью которого было выяснение, как дидактические игры развивают познавательную деятельность.
Для экспериментальной работы была выбрана база исследования МОУ СОШ д. Исянгильдино Хайбуллинского района. Экспериментальная работа проводилась во 2-ом классе по программе М.И. Моро (1 - 4) в период государственной практики, которая проходила с 14.09.09 по 11.10 09 г. г. Учитель - Сафина Эльвира Галеевна. В экспериментальную вошли 6 человек.
Экспериментальная работа состоит из 3 этапов:
констатирующий этап
формирующий этап
контрольный этап
Каждый из этапов имели свои цели:
Целями констатирующего этапа эксперимента явились:
Выявить пробелы в знаниях младших школьников;
Выявить, насколько учащиеся смогут самостоятельно решить задачи.
При проведении констатирующего этапа эксперимента младшим школьникам предложена была следующая работа:
Иванушке 5 лет, он младше Аленушки на 4 года. Сколько лет Аленушке?
"Одуванчик".
Жил-был на свете грустный одуванчик. Грустил он оттого, что лепестки у него опали, а пушинки, как у других, никак не вырастали. Мы можем помочь.
После решения примеров пушинки вставляются в прорези - получается пушистая голова одуванчика.
☼ 7 + 3 - ☼ 23 + 2
☼ 2 - 2 - ☼ 13 - 2
☼ 5 + 5 - ☼ 15 + 6
☼ 4 - 1 - ☼ 17 + 2
Поведет Ивана-царевича волшебный клубочек, но до него нужно добраться по лабиринту чисел (по возрастанию).
38 + 2 65 + 5 28 + 2
46 - 4 87 - 3 39 - 6
46 + 40 87 + 10 39 + 30
82 + 8 56 + 6 76 + 4
100 - 20 50 + 30 90 - 40
75 - 5 91 - 90 83 - 3
59 - 30 36 - 2 49 - 3
59 - 3 36 - 20 49 - 30
Текст письменной работы составили по учебнику, рассмотрим результаты констатирующего этапа исследования.
По результатам письменной работы ученики получили оценки:
"5" - 2 ученика - 33,3%
"4" - 1 ученик - 16,6%
"3" - 2 ученика - 33,3%
"2" - 1 ученик - 16,6%
Диаграмма 1.
Только 2 из учеников смогли решить задания правильно без ошибок. По результатам констатирующего этапа эксперимента заметно, что ученики слабо решают задания, они не достаточно подготовлены.
На формирующем этапе проводим дидактические игры для развития интереса, активности, деятельности.
Интерес - это форма проявления познавательной потребности обеспечивающая направленность личности на осознавшие целей деятельности и тем самым способствующие ориентировке, ознакомлению с новыми фактами более полному и глубокому отображению действительности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный интерес вызываемый привлекательностью объекта и опосредствованный интерес к объекту как к средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительном его сохранении и интенсивности. В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения и воспитания всегда была и остается актуальным. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности.
"Познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности".
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них.
Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:
активный поиск;
догадка;
исследовательский поиск;
готовность к решению задачи.
Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения. В общей структуре мотивации познавательной деятельности этот мотив раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный или неинтересный урок.
Другая информация:
Перспективы развития системы образования Пензенской области на 2011 год
В 2010/11 учебном году региональная образовательная политика выстраивается в соответствии с задачами развития образования Концепции–2020, основными направлениями развития общего образования, сформулированными в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Реализация приорит ...
Первичная диагностика уровня знаний и умений учащихся
С целью выявить уровень знаний и умений учащихся по теме «Пропорции и выразительные средства графики при рисовании фигуры человека» нами была проведена первичная диагностика уровня первоначальных знаний детей. Нами были использованы следующие методы: – тестирование, – рисуночный тест (фигура челове ...
Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового
материала
Наряду с устным изложением изучаемого материала учителем значительное место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся по восприятию и осмыслению новых знаний. Это очень важные методы. К.Д. Ушинский, например, считал, что только самостоятельная работа создает условия для гл ...