- Интересны как диалоги, так и монологи героя, и сказки, и внутренние думки. Все это помогает самораскрыться персонажу.
- Контрастное поведение Сени.
- Авторское отношение к Героям.
- Речь рассказчика, героев.
- Писатель – мастер, каждое слово его выверено и точно. Он использует яркие метафоры («пасть теплохода»), эффектные олицетворения («ветер наддавал сильней»), сравнения, эпитеты, лексические повторы, риторические вопросы, обращения, умолчания.
- Продуманность видна и в выборе имен героев.
IV. Обобщение.
Учитель: О чем рассказ Распутина? Какова его главная мысль? Какие проблемы подняты в рассказе? Какие чувства вызвали у вас герои рассказа?
V. Домашнее задание. Ответить письменно на один из вопросов:
1. О чем заставил задуматься рассказ Распутина?
2. Что звучит в последнем риторическом обращении «Сеня! Сеня! Сеня!»?
Урок-дискуссия по рассказу Виктории Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть». (11 класс)
Тема: Две правды в рассказе В.Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть.»
Цели:
1. Обучающая: познакомить с творчеством В.Токаревой. Выявить две правды в рассказе, понять, какая из них настоящая. Формирование умения выражать свои мысли на уроке-дискуссии.
2. Развивающая: формирование речи, мышления (доказывать, обобщать, сравнивать).
3. Воспитывающая: формирование нравственных качеств личности школьника (сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать).
За несколько дней до проведения урока учащиеся получают задание прочитать самостоятельно рассказы Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть» и «Просто так».
Называются три эпизода из рассказа для чтения по ролям и выбираются исполнители, проводятся репетиции.
Отдельные ученики получают индивидуальное задание: проследить по тексту, как меняется отношение Олега к Ирочке; показать, какие изменения происходят в душе матери по отношению к Ирочке после автомобильной катастрофы.
(На столах учащихся тексты с заранее распечатанными эпизодами из рассказа; перечень вопросов, над которыми учащиеся должны подумать дома при самостоятельном прочтении рассказа).
Вопросы для обсуждения рассказа.
1. Почему Олег не поставил в известность мать, что женится?
2. Как вы расцениваете его поступок?
3. Что изменилось в жизни Анны с приходом в дом Ирочки?
4. Почему Ирочка ушла из дома?
5. Как распорядился Олег жизнью матери после автокатастрофы?
6. Сблизило ли несчастье сына с матерью?
7. Права ли Петракова, говоря Олегу: «Твоя мать – счастливая женщина»?
Ход урока:
I. Слово учителя: Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе В.Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть.» Вы прочитали его и еще познакомились с документальным рассказом «Просто так». Он помог вам заочно познакомиться с автором. Трудно читать произведение ничего не зная о его создателе.
Вопрос: Какой же вам представляется Виктория Токарева как человек?
(Ответы разные, но самое главное понято в ее характере.)
Слово учителя: Вы правильно отметили, что она хорошо знает жизнь, хотя, как всякая женщина, часто бывает беспомощна. Вы обнаружили в ней человеческие качества, без которых не может состояться ни один большой писатель: это любовь к людям и искренность. Очень хорошо и точно отозвался о Токаревой один критик. Он назвал ее прозу «легким дыханием».
Самый главный вопрос для Токаревой: «Почему мать и сын не понимают друг друга?» Сегодня мы попробуем ответить себе на эти вопросы.
II. Работа с текстом.
Учитель: Почему Олег не поставил мать в известность, что женится?
Чтение в лицах первого эпизода.
«Вечером Анна подстерегла момент и тихо спросила: «А Ирочка что, не собирается а общежитие?» …
Другая информация:
Педагогические основы изучения математической логики в средней школе в
рамках внеучебной деятельности
Резкое ускорение процесса обновления информации и внедрение компьютеров во многие сферы жизни общества привели к смещению акцентов с увеличения объема знаний, предназначенных для усвоения школьниками, на развитие у них логических и общелогических умений. «Практика показывает, — отмечает Т.А. Кондра ...
Упражнение как способ развития лексических навыков
Лексический механизм речи функционирует благодаря взаимодействию операций, осуществляемых с лексическими единицами в процессе ведения беседы, говорения, аудирования, чтения и письма. Эти операции различны в репродуктивных и рецептивных видах речевой деятельности, соответственно различаются между со ...
Структура сети образовательных учреждений Пензенской области
В Пензенской области идут процессы, направленные на оптимизацию сети образовательных учреждений, обеспечивающих доступность качественного образования. За период с 2006 по 2009 год число дневных общеобразовательных школ сократилось с 754 до 630, то есть на 124 учреждения (16%). В 2010 году число общ ...