Данная работа посвящена исследованию современной литературы в старших классах средней школы. Литература – один из главных предметов в школе. «Актуальные задачи, стоящие перед современной школой, в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы литературного образования.»1 В российской школе литературное образование и преподавание словесности традиционно рассматривались как основа образования. Любовь к чтению, начитанность, умение точно и доказательно выражать свои мысли, грамотно и литературно писать всегда оценивались как необходимые составляющие образованности в широком смысле. Современная школа продолжает ставить перед собой те же задачи. Но складывается сложная ситуация, обусловленная противоречиями между необходимостью формирования новых подходов к изучению русской отечественной литературы.
Создание школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарной направленности привело к существенному расширению границ и содержания литературного образования.
«Литература – это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии. Задачи и цели литературного образования в школе – это интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, воспитание гражданина своей страны.» Важнейшим компонентом курса литературы является знакомство с произведениями отечественных авторов. Успешное изучение отечественной литературы закладывает надежный фундамент литературного образования и литературного развития детей и подростков, воспитания будущих патриотов своей страны, поэтому основное содержание курса составляет русская литература в ее историческом движении и связях с традициями мировой художественной литературы. Курс изучения русской литературы охватывает большой промежуток времени.
Чтобы подойти к проблеме преподавания современной литературы нужно знать ее границы. « А вот в этом вопросе в последнее время литературоведение, методика преподавания литературы (за небольшим исключением), школьная практика разошлась в трактовке понятия «современная литература». Вопрос о хронологии стал принципиально важным, так как повлек за собой серьезные проблемы в школьном преподавании современной литературы, разногласия в требованиях к знаниям учащихся в школе и вузе. До середины 80-х годов XX века современным периодом развития литературы было принято считать литературу последних полутора десятилетий».
Но социальные изменения повлекли за собой разрушение многих стереотипов, в том числе, и в отношении преподавания современной литературы. Исследование живого художественного процесса на короткий период было переориентировано на закрытые ранее для читателя произведения андеграунда, «полочные», эмигрантские: произошла замена понятий. Хронологические рамки современной литературы расширились на несколько десятилетий. Середина 80-х годов стала эпохой литературного взрыва. Когда арсенал неопубликованных произведений был исчерпан, литературный процесс вошел в обычное русло, литературоведение вернулось к привычным канонам, но школьное преподавание оказалось на методическом распутье. Вопрос «что изучать?» не получил однозначного разрешения в связи с тем, что период «литературного взрыва» оказался чрезвычайно насыщенным первоклассными произведениями, по сравнению с ними литература 90-х годов, находящаяся в стадии становления, проигрывала качественно. «Восьмидесятые годы для методики преподавания литературы стали своеобразным магнитом, затормозившим реакцию на обновление культурного пространства.
Литературоведение считает, что переход общества в XXI век дает возможность литературу 60-70-х годов, рассматриваемую в школе, как современную, перевести в разряд исторического факта и изучать в качестве историко-литературного этапа второй половины XX века. В этой связи логически оправданным будет соотнесение понятия «современная литература» с последними полутора десятилетиями, т.е. временным периодом рубежа XX – XXI веков».
Есть и другие точки зрения на хронологические рамки современной литературы. Иногда дата начала процесса развития современной литературы обозначается декабрем 1991 года и связывается с уходом президента СССР М.Горбачева.
В «Теории литературы», подготовленной коллективом ИМЛИ им. А.Горького РАН (т.4. – М., 2001), отмечается, что середина 1980 – 1990-е годы могут быть осознаны, как целостный этап, для которого характерно «начало плюралистического развития отечественного искусства». Поскольку многие исследователи склонны говорить о «переходном» характере данного периода, логично обозначить его границы серединой 1980-х годов XX века – началом первого десятилетия XXI века. Об этом говорит и кандидат филологических наук А.В.Леденев в учебнике «Русская литература XX века» для 11 класса под общей редакцией В.В.Агеносова: «С началом в 1985 году нового этапа общественно-политической жизни страны резко изменились условия развития литературы и искусства. Кардинальные перемены в политической организации общества прежде всего принесли с собой свободу слова. Именно утверждение атмосферы гласности стало первым и наиболее бесспорным достижением развернувшейся в стране перестройки. Борьба с цензурными ограничениями
– вплоть до полного устранения института идеологической цензуры – осознавалась в это время творческой интеллигенцией как важнейшая нравственная задача».
«Жить не по лжи» – этот публицистический призыв А.И.Солженицына стал девизом первых перестроечных лет. Роль общественной трибуны сыграли «толстые» литературно-художественные журналы. Именно в литературе быстрее, чем в других отраслях общественного сознания, происходили радикальные перемены. На недолгий – примерно в пять-шесть лет – период резко возросли тиражи литературно-художественной периодики.
Огромный интерес был вызван открытым обсуждением еще недавно «закрытых» тем и проблем, публикацией прежде запрещенных произведений как классиков советского периода русской литературы (М.Горького, А.Ахматовой, А.Твардовского, Б.Пастернака, А.Платонова, М.Булгакова и др.), так и писателей русского зарубежья (И.Бунина, И.Шмелева, М.Алданова, Т.Иванова, В.Набокова и др.). На смену эпохе единственно допустимой идеологии и государственного диктата в искусстве и науке пришла пора политического, научно-методологического и художественного плюрализма. Уже на рубеже «перестройки», в 1985 – 1986 г. в центральных журналах были опубликованы три произведения, сразу попавшие в фокус общественного внимания: «Пожар» В.Распутина, «Плаха» Ч.Айтматова и «Печальный детектив» В.Астафьева. Общим в этих разных по стилистике произведениях было обращение к материалу современной жизни и невиданная для литературы предшествующих лет активность, даже резкость в выражении авторской позиции. Публицистический накал трех указанных произведений предвещал общий процесс стилистической эволюции перестроечной литературы: она стала наращивать удельный вес злободневности в тематике и полемичности в выражении авторских взглядов. Эти содержательные особенности обусловили расцвет публицистических жанров в литературе второй половины 80-х годов. Публицистика заняла господствующее место в литературной жизни страны. Испытание свободой для творческой интеллигенции проходило нелегко. В этот период (на рубеже 80-90-х годов) самым живым и общественно значимым участком литературного процесса оказалась так называемая «возвращенная литература». Страницы журналов заполнялись произведениями, созданными в прежние шесть десятилетий (20-70-е годы), но неизвестными широкому читателю на территории СССР. Термин «возвращенная литература» стал активно использоваться в литературной периодике 1987 – 1991 годов. Большой читательский резонанс был вызван публикацией поэм А.Ахматовой «Реквием» и А.Твардовского «По праву памяти». Оба произведения не могли в свое время быть напечатаны из-за очевидного общественно-политического инакомыслия, проявленного их авторами. Полностью и окончательно вернулись к отечественному читателю М.Булгаков, А.Платонов, М.Цветаева, О.Мандельштам, И.Бунин и другие опальные художники, чьи книги частично уже издавались в 60-е годы. Самым долгим и сложным оказалось «возвращение» писателей, чьи произведения были идеологически нейтральными, но чья эстетика решительно расходилась с принятыми в качестве эстетической нормы образцами реализма. Это произведения Л.Добычина, К.Вагинова, обэриутов и В.Набокова. Но вот именно этот пласт уже в начале 90-х годов, оказал самое заметное влияние на стилевую эволюцию современной русской литературы. Одной из характерных черт литературного процесса конца 80-х – начала 90-х годов стало усиление интереса писателей к исторической теме. Это романы А.Рыбакова «Дети Арбата» и В.Дудинцева «Белые одежды», В.Аксенова «Московская сага», Б.Окуджавы «Упраздненный театр». Более продуктивной и художественно-состоятельной в конце 80-х – начале 90-х годов была литература, ориентированная не столько на идеологические, сколько на собственно-изобразительные цели, на исследование социально-психологических и нравственных координат современной жизни. Для писателей Л.Петрушевской, Т.Толстой, В.Маканина душа конкретного «маленького» человека не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи.
Наиболее влиятельной в первой половине 90-х годов в России оказалась концепция постмодернизма. Для писателей-постмодернистов характерен сильнейший антиутопический пафос. Отечественная критика называет среди первых проявлений русского постмодернизма поэму В.Ерофеева «Москва – Петушки», лирику И.Бродского, роман А.Битова «Пушкинский дом», романы писателя третьей волны эмиграции Саши Соколова «Школа для дураков», «Между собакой и волком».
В 1990-е годы тиражи журналов понизились в десятки раз. Гораздо чаще, чем прежде, литературная продукция стала попадать на прилавки магазинов, минуя журнал. В связи с этим развлекательная беллетристика резко потеснила серьезную литературу.
Издатели насытили книжный рынок тем, что приносило им коммерческий успех: детективными и криминальными романами, фантастикой. Едва ли не самое видное место на книжном рынке середины 90-х годов принадлежало так называемому женскому роману. Сегодня литература постепенно отходит от злободневной публицистичности, кратковременным оказался и крен в сторону развлекательности в начале 90-х годов. Значительно вырос за последние два десятилетия уровень стилистической оснащенности современных писателей.
Это было связано с процессом полного «возвращения» в литературный обиход классического наследия русской литературы XX века, и с устранением искусственного водораздела между двумя потоками современной литературы – российской и русской литературы эмиграции. Именно в первой половине 90-х годов эти потоки окончательно слились в единое русло современной отечественной литературы.
В данной дипломной работе предпринята попытка рассмотреть современную литературу в старших классах средней школы. В основе исследования лежат историко-литературный и историко-функциональный методы исследования.
Цель работы – представить теоретическое и практическое осмысление современной литературы в 9 – 11 классах средней школы.
Более конкретные задачи настоящего исследования формулируются следующим образом:
1. Дать сравнительную характеристику программ по литературе для старших классов общеобразовательной школы.
2. Углубить знания о методах и приемах преподавания современной литературы в школе.
3. Составить конспекты уроков по современной литературе.
Актуальность работы обусловлена тем, что в работе предлагается теоретическое и практическое осмысление методических подходов к изучению современной литературы в 9 – 11 классах.
Новизна настоящей работы обусловлена, во-первых, тем, что выделяется понятие «современная литература». Во-вторых, разрабатываются конспекты уроков.
Учитывая вышесказанное, структуру данной работы можно определить следующим образом: начало работы представлено введением, в котором рассматривается понятие «современная литература» и различные точки зрения литературоведов на хронологические границы этого понятия. Далее следует основная часть, представленная двумя главами. Первая глава состоит из двух параграфов. Первая глава параграф первый «Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы» рассматривает программы по литературе М.Б.Ладыгина, А.Г.Кутузова, А.И.Княжицкого, Т.Ф.Курдюмовой, В.Я.Коровиной, их цели в литературном образовании. Первая глава параграф второй «Методы и приемы преподавания современной литературы в школе. Во второй главе представлены конспекты уроков по современной литературе.
Работа завершается заключением, в котором подводятся итоги о значении изучения современной литературы в воспитании личности, и библиографическим списком использованной литературы.
Другая информация:
Методы трудового воспитания в начальных классах
Метод (от греч. metodos) означает путь познания; теория, учение. Методы обучения зависят от понимания общих закономерностей познания человеком окружающего мира, то есть имеют философское методологическое обоснование и являются следствием правильного понимания противоречивости процесса обучения, его ...
Основные принципы коррекционно-предупредительного
воздействия в раннем возрасте
Комплексное коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте имеет принципиальную основу: - Первым по значимости является принцип опережающего обучения в развитии, обоснованный JI.C. Выготским и детально разработанный в дальнейшем С.Я. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Р.Е. Левиной и др. П ...
Технология изготовления комплекта бисерных украшений «Розовая фантазия»
Девушки и женщины, изготовлявшие украшения придавали им особое значение, ведь они изготовляли их специально для каждого случая. Украшения – это съемные, подвижные убранства из различных материалов, которые с давних времен на всех континентах носили люди. Нет такой части тела, для которой не было бы ...