Материалы » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 1

«Элективные курсы ориентируются на личность обучаемого, из объекта учебной деятельности он превращается в субъект, который сам ставит перед собой задачи, сам продумывает пути их решения, сам действует, сам отвечает за полученный результат. Задача педагога не передавать знания, а сопровождать по пути к знанию, идти рядом, чтобы помочь, если в этом возникнет необходимость.

На элективных курсах используются индивидуальные и групповые формы при изучении материала:

1. подготовка к защите проектов, рефератов, курсовых работ.

2. проведение научных исследований, экспериментов.

3. анализ ситуаций и игровое моделирование.

4. деловые и ролевые игры.

5. конференции, круглые столы.

6. очные и заочные экскурсии.

7. дискуссии по проблемным вопросам.

8. эвристические беседы.

Особое внимание следует уделить использованию исследовательских и проектных методов на занятиях элективных курсов».

«Но и в государственный образовательный стандарт по литературе для старших классов гуманитарного профиля включен новый вид письменной работы – учебное исследование. Но в школьной практике часто отождествляются и воспринимаются как синонимы понятия «анализ» и исследование. В этом школьном научном труде целесообразно сохранить такие характерные признаки научного исследования как определение цели проблемы исследования, проблемы исследования, обзор литературы, аргументированное решение проблемы с использованием анализа художественного произведения, составление библиографии. Анализ же является одним из методов научного исследования, наряду с синтезом, обзором литературы, анкетированием, изучением источников и др. К учебному исследованию не может предъявляться как обязательное требование научной новизны и некоторые другие. Своим содержанием и структурой этот вид письменной работы отличается от сочинения и реферата.

Общее у них – анализ текста произведения».

Традиционно в школе анализ художественных произведений используется с целью истолкования их смысла и связан с выполнением письменных работ: сочинений разных типов (ответ на вопросы, характеристика (образ) героя, сравнительная характеристика героев, групповая характеристика и др.), а также подготовкой рефератов.

Большинство занятий элективного курса или учебных занятий по литературе в старших классах – семинары и практикумы. Перед изучением каждого произведения учащимся предлагается система вопросов, направленных на развитие литературоведческой наблюдательности. По итогам изучения темы даются вопросы для повторения и задания для самостоятельной работы. Вопросы и задания дифференцированы по уровням сложности. Каждая тема заканчивается выполнением задания, связанного с развитием творческих способностей (сочинения). Формами контроля являются также и самостоятельно подготовленные учащимися доклады, сообщения. Проводятся уроки-конференции по обобщению тем, уроки-рекомендации по самостоятельному чтению, уроки-диспуты, уроки-практикумы, уроки-дискуссии, библиотечные уроки. Например, А.Г.Кутузов предлагает «Урок-пролог». А основные методы преподавания – это лекции, доклады и сообщения, самостоятельно подготовленные учащимися.

Умение человека писать (составлять свой текст, сочинять) – одно из основных условий развивающейся информационной культуры XXI века, без которого невозможно общение в системе интернета, значительная часть профессий связана с этим умением. В быту возрождается эпистолярный жанр, только на смену гусиному перу пришел мобильный телефон. Эта примета нашего времени:

возрастающая роль письменной речи в жизни человека и общества – определяет стремление учителей разнообразить формы и методы обучающих и итоговых работ, связанных с анализом произведений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Гуманистический подход
Следующий подход, определяющий социокультурные основания образования, связан с его гуманизацией и гуманитаризацией. Поэтому педагогический процесс нуждается в его осмыслении с философско-этических позиций, феноменальность которых основывается на выводе о том, что XX век вошел в историю человечества ...

Развитие литературно-творческих способностей детей на уроках литературы
Основная миссия учителя-словесника – развитие личности ребёнка через слово и творчество. Творческую деятельность всегда отличают такие специфические черты, как воображение, образность, наитие. Литературное словотворчество – удел отнюдь не только исключительно одарённых людей, избранных натур. Многи ...

Типология видеоматериалов
В современной науке существуют разнообразные типологии видеоматериалов, которые предлагают классифицировать названные видеоматериалы в зависимости от определенных факторов. Наиболее распространены следующие типологии: 1) по цели создания — специально созданные для учебных целей видеоматериалы; адап ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru