Хочется сказать, что слово лучших наших писателей любой эпохи, в том числе и современной, жжет сердца людей, дает пищу для размышлений, помогает хранить в чистоте души, совершенствует личность, не дает погибнуть ни в одиночестве, ни в толпе, способствует превращению «нелюдей» в человека.
Урок по рассказу Л.Петрушевской «Свой круг». (11 класс)
Тема: Художественный и духовный мир «другой прозы».
Цели:
1. Обучающая: на примере рассказа «Свой круг» дать отличие «другой прозы» от русской классики, дать понятие «символизма названия», двухмерности мира героев и «футлярности» их сознания; формирование умение и навыков анализа рассказа.
2. Развивающая: развитие речи и мышления (сравнивать, обобщать, доказывать)
3. Воспитывающая: формирование нравственных качеств личности школьника (сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать).
Ход урока:
Слово учителя: Говоря о тех явлениях, которые происходят в современной литературе, о тех произведениях, которые обратили на себя внимание читателей и критиков своей необычностью, нетрадиционностью, один из литературоведов дал определение «Другая проза» (С.Чупринин). А второй уточнил: «Плохая проза» (Д.Урнов). Попробуйте сопоставить эти характеристики. Что означает «другая проза»?
Гипотеза ответа: Другая – непривычная, какая-то непохожая на все то, что мы традиционно видим в произведениях русской литературы.
Вопрос: А чем отличается это определение от второго?
Гипотеза ответа: Второе явно несет негативную оценку. Друга может быть и ярче, интереснее и необычнее, а здесь уже диагноз, приговор.
Слово учителя: Да, это так, слово вы почувствовали, поняли, что перед нами явление спорное. Мы не будем судьями, выносящими окончательный приговор, мы попытаемся понять что же такое – «новая волна» в русской прозе.
Современная русская литература переживает ситуацию, явно схожую с той, которая сложилась в стране и культуре на рубеже 19-20 веков, ощущение пошатнувшихся основ, резкое изменение взглядов на общепринятые и общепризнанные ценности, моральные, социальные, политические, эстетические принципы, богатейшее разнообразие жанров, стилей, направлений.
Как вы думаете, в чем причина таких совпадений в мироощущении, в творчестве?
Гипотеза ответа: Распалась прежняя система ценностей, казавшаяся вечной и непререкаемой. Советская идеология, отбросив прежние, христианские нормы жизни, моральные заповеди, представления о главных принципах жизни, теперь рухнула сама, а вместе с ней и те жизненные установки, которые она провозгласила. Ушли в прошлое прежние герои литературы: покорители целины, героические рабочие, мудрые руководители колхозов и заводов, бюрократы, которых побеждали новаторы.
Точно так же оказались теперь бессмысленными моральные установки: борьба как смысл жизни, победа любой ценой, идеология как основа общества.
Слово учителя: Характеризуя классическую русскую литературу, можно говорить о ее величайшем психологизме, постижении самых тонких духовных переживаний героя, о поиске смысла жизни, о стремлении понять, в чем заключаются истинные ценности и как найти к ним путь. И есть черта нашей литературы, которую можно назвать главной, какая?
Гипотеза ответа: Наша литература стремится к гармонии, т.е. человек находит естественное душевное равновесие с миром и Богом.
Вопрос: Что же представляет собой новая, «другая проза». Попробуем выделить основные черты этой литературы, обратившись к рассказу Л.Петрушевской «Свой круг». Вспомните, как настойчиво повторял Л.Толстой одну из своих любимых мыслей о том, что вокруг человека существует некая сфера его поступков, которая складывается из всего того доброго (или злого), что он совершает в своей жизни. Л.Толстой говорит о круге тепла, добра, сострадания. А о каком круге идет речь у Л.Петрушевской?
Другая информация:
Характеристика детей экспериментальной группы
В экспериментальную группу вошло 15 детей, которые посещали общеобразовательные дошкольные учреждения. Из них - 10 детей с доминирующим черкесским языком и с недоминирующим русским, 4 ребенка с доминирующим русским и с недоминирующим черкесским, 1 ребенок, абсолютно эквивалентно владеющий 3-мя язык ...
Использование историй с движениями при обучении грамматике
английского языка в начальной школе
Одна из основных задач учителя на раннем этапе обучения детей иностранному языку – сделать этот предмет интересным. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. В предыдущих параграфах мы отмечали, что в младшем школьном возрасте дети эмоциональны и подвижны ...
Содержание и формы трудового воспитания младших школьников
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношен ...