Гипотеза ответа: Сначала перед нами просто круг друзей, знакомых, приятелей героини: физик Серж, красавица Таня, аферистка Ленка, прихлебала Андрей, темпераментный Жорка. И вместе с тем это какой-то заколдованный круг, из которого никому не дано выбраться. Если у Толстого возникает вокруг героя круг любви, сострадания, добра, то вокруг героини Л.Петрушевской складывается круг обыденности, заурядности, повседневности – и бесчеловечности. Ни один поступок героя рассказа сам по себе не мерзок, не отвратителен, не жесток, но все вместе рождают ощущение зыбкой, но такой прочной паутины, из которой не вырвешься.
Вопрос: Толстой рисует гармонию обычной жизни (Николай Ростов в конце романа живет естественно-гармоничной жизнью). Такая же обычная, обыденная жизнь у героини Петрушевской? Все совпадает?
Гипотеза ответа: У писательницы также речь идет о естественной жизни, но эта жизнь лишена простоты, добра, уюта, того, что позволило бы назвать ее гармоничной, и дело даже не в том, что героиня тяжело больна. Ее жизнь – это круг, по которому можно идти до бесконечности.
Вопрос: Автор одной важной деталью подчеркивает эту идею. Какой?
Гипотеза ответа: Таких деталей несколько. Это тот бесконечно повторяющийся круг тем, которые обсуждают (или, скорее, переживают) в компании. Это тема вечного движения по кругу бесконечного повторения слов, шуток, событий, ситуаций, этих вечеров по пятницам, когда «свой круг» развлекался по одной и той же программе. И бесконечно повторяются реплики, звучат у автора слова: опять…снова…коронный номер…все знали…все помнили.
И еще яркая деталь: героиня только что похоронила мать, а теперь и у нее симптомы страшной и неизлечимой болезни. Теперь она пройдет этот круг страданий.
Вопрос: Так возникает тема бессмысленности и жестокости жизни, в которой все, кажется, рядом, вместе, в своей компании, в «своем кругу», но так невероятно одиноки. Герой новой прозы живет в мире, где нет и не может быть покоя, душевного равновесия. Героиня в разводе с мужем, у того новая семья, сама смертельно больна, остается восьмилетний сын, который так привязан к дому, к матери. Что с ним будет? Неужели детский дом? Он там не сможет! Скажите, именно этот вопрос станет центром трагедии, кульминацией?
Гипотеза ответа: Кульминации вообще не будет, композиция рассказа разрушена. Нет завязки и развязки не будет. Идет полностью сплошной поток мыслей.
Вопрос: А как автор подчеркивает особенность – не просто повествование, а поток мыслей?
Гипотеза ответа: Весь рассказ – это огромный монолог героини, бесконечные предложения работают на реализацию авторского замысла.
Вопрос: Почему рассказ идет от первого лица?
Гипотеза ответа: Наедине с собой герой не станет лгать, притворяться. Героиня просто и обыденно между рассказом о салате и яблоках сообщает о том, что она поняла, что сыну предстоит остаться сиротой и какой выход она придумала.
Вопрос: Почему просто не сказать мужу, пусть бывшему, что ребенка нужно взять? Ведь он отец. Что же он не способен на обычные, естественные чувства?
Гипотеза ответа: Автор не говорит об этом прямо, опять деталь поможет понять мысль. Отец во время встречи «своего круга» в бывшем доме (героиня собирает друзей) спрашивает у бывшей жены, матери своего сына, где Алешка, а мать демонстративно, равнодушно отвечает:
- Не знаю, гуляет.
- Так уже первый час ночи! – сказал Коля и пошел в прихожую…
Отец побежал за сыном на улицу, в ночь, в темноту – прекрасный и естественный порыв. Но дальше… «он не стал одеваться, а по дороге завернул в уборную и там надолго затих…», а потом он придет в комнату и, забыв о своем порыве и о том, что это не его уже дом, ляжет на диван. На улицу не вышел, а уж тащить на себе ребенка от нелюбимой женщины…
Другая информация:
Особенности развития музыкальных способностей в детском музыкальном театре
Одной из форм развития музыкальных способностей является детский музыкальный театр. Театр – вид искусства, специфика которого заключается в сценическом действии, возникающем в процессе игры актеров перед публикой. Как говорил В.Г.Белинский театр «освежает нашу душу… мощными и разнообразными впечатл ...
Применение дидактических игр на уроках математики
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподаватели, отдельными учениками, поскольку в процессе п ...
Семейное воспитание в развитии ребёнка
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, ка ...