Материалы » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 4

Гипотеза ответа: Сначала перед нами просто круг друзей, знакомых, приятелей героини: физик Серж, красавица Таня, аферистка Ленка, прихлебала Андрей, темпераментный Жорка. И вместе с тем это какой-то заколдованный круг, из которого никому не дано выбраться. Если у Толстого возникает вокруг героя круг любви, сострадания, добра, то вокруг героини Л.Петрушевской складывается круг обыденности, заурядности, повседневности – и бесчеловечности. Ни один поступок героя рассказа сам по себе не мерзок, не отвратителен, не жесток, но все вместе рождают ощущение зыбкой, но такой прочной паутины, из которой не вырвешься.

Вопрос: Толстой рисует гармонию обычной жизни (Николай Ростов в конце романа живет естественно-гармоничной жизнью). Такая же обычная, обыденная жизнь у героини Петрушевской? Все совпадает?

Гипотеза ответа: У писательницы также речь идет о естественной жизни, но эта жизнь лишена простоты, добра, уюта, того, что позволило бы назвать ее гармоничной, и дело даже не в том, что героиня тяжело больна. Ее жизнь – это круг, по которому можно идти до бесконечности.

Вопрос: Автор одной важной деталью подчеркивает эту идею. Какой?

Гипотеза ответа: Таких деталей несколько. Это тот бесконечно повторяющийся круг тем, которые обсуждают (или, скорее, переживают) в компании. Это тема вечного движения по кругу бесконечного повторения слов, шуток, событий, ситуаций, этих вечеров по пятницам, когда «свой круг» развлекался по одной и той же программе. И бесконечно повторяются реплики, звучат у автора слова: опять…снова…коронный номер…все знали…все помнили.

И еще яркая деталь: героиня только что похоронила мать, а теперь и у нее симптомы страшной и неизлечимой болезни. Теперь она пройдет этот круг страданий.

Вопрос: Так возникает тема бессмысленности и жестокости жизни, в которой все, кажется, рядом, вместе, в своей компании, в «своем кругу», но так невероятно одиноки. Герой новой прозы живет в мире, где нет и не может быть покоя, душевного равновесия. Героиня в разводе с мужем, у того новая семья, сама смертельно больна, остается восьмилетний сын, который так привязан к дому, к матери. Что с ним будет? Неужели детский дом? Он там не сможет! Скажите, именно этот вопрос станет центром трагедии, кульминацией?

Гипотеза ответа: Кульминации вообще не будет, композиция рассказа разрушена. Нет завязки и развязки не будет. Идет полностью сплошной поток мыслей.

Вопрос: А как автор подчеркивает особенность – не просто повествование, а поток мыслей?

Гипотеза ответа: Весь рассказ – это огромный монолог героини, бесконечные предложения работают на реализацию авторского замысла.

Вопрос: Почему рассказ идет от первого лица?

Гипотеза ответа: Наедине с собой герой не станет лгать, притворяться. Героиня просто и обыденно между рассказом о салате и яблоках сообщает о том, что она поняла, что сыну предстоит остаться сиротой и какой выход она придумала.

Вопрос: Почему просто не сказать мужу, пусть бывшему, что ребенка нужно взять? Ведь он отец. Что же он не способен на обычные, естественные чувства?

Гипотеза ответа: Автор не говорит об этом прямо, опять деталь поможет понять мысль. Отец во время встречи «своего круга» в бывшем доме (героиня собирает друзей) спрашивает у бывшей жены, матери своего сына, где Алешка, а мать демонстративно, равнодушно отвечает:

- Не знаю, гуляет.

- Так уже первый час ночи! – сказал Коля и пошел в прихожую…

Отец побежал за сыном на улицу, в ночь, в темноту – прекрасный и естественный порыв. Но дальше… «он не стал одеваться, а по дороге завернул в уборную и там надолго затих…», а потом он придет в комнату и, забыв о своем порыве и о том, что это не его уже дом, ляжет на диван. На улицу не вышел, а уж тащить на себе ребенка от нелюбимой женщины…

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другая информация:

Общие пропорции и размеры фигуры
Размеры фигуры, предлагаемые здесь, отходят от традиционных семи с половиной высот головы и устанавливаются на восьми и трех четвертях для всей высоты фигуры. Принимая высоту головы за единицу измерения для определения пропорций фигуры, получим следующие величины: 1. Передний торс: высотой в три вы ...

Типология уроков
Комбинированный урок 1. Организационный этап. Целевая направленность. 2. Этап проверки домашнего задания. 3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся. 4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. Мини цель. 5. Этап усвоения новых знаний. 6. Этап закрепления новых знаний. 7. Этап инфор ...

Методы осуществления воспитательного процесса
Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Метод воспитания – это способ действия воспитателя. Воспитатель может действовать по-разному: - «воздействовать на ребенка», и тогда маленький че ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru