Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих » Этногенез народов Кавказа

Этногенез народов Кавказа

Страница 8

Самоназвание адыгских народов ("адыгэ") происходит от древнеадыгской формы "а-дыгъэ" - "народ солнца". По другой версии - от "адзэхэ" ("войска" или "народ войск"). На рубеже нашей эры древнеадыгские племена занимали территории по побережью Чёрного моря вплоть до Сочи, где жили убыхи. В Европе их именовали зихи и касоги. Применялось также тюркское слово черкес. В XI в. часть адыгских племён стала продвигаться на восток. К XIII-XIV вв. можно отнести обособление кабардинских племён.

Нахские народы антропологически сложились в конце бронзового века (III тыс. до н.э.), в эпоху расцвета кобанской и каякентхарачойской культур на Северном Кавказе, которые получили развитие на основе кура-аракской культуры. Они жили по обе стороны Кавказского хребта. Вайнахами именуются только чеченцы и ингуши, а нахами - эти же народы, включая бацбийцев. По легендам, в определённый период истории нахи жили в разное время: в Нахчуване (совр. Нахичеванская Автономия в составе Азербайджана), Халибе, Кызымгане, а потом перевалили через Кавказский хребет и осели в горах Северного Кавказа в районе получившем название Нохчмакхой. К северу от нахов Ставропольских степях проживали орстхоевцы (карабулаки), которые после монголо-татарского нашествия переселились на юг и влились в нахское население. Нахи, как население долины Терека и пригорных районов, фигурируют в "Географии" Страбона (I тыс. до н.э.) под именем "гаргареи" (от хуррит. "гаргара" - "родственник"). Этим же термином называли тогда и хурритское население Карабаха. Армянские источники 7 в. н.э. упоминают население государства Кобане под именем "нахча матья" ("говорящих на языке нахча"). До 8 в. н.э. сохранялись языческие верования, аналогичные абхазским и адыгским - нарты и дэвы, карлики-ацаны, которые были вытеснены православием, пришедшим из Грузии.

Вскоре после распада нахско-дагестанско языковой общности (III Тыс. до н.э.), началось членение протодагестанского языка на аваро-андо-цезский и лако-даргино-лезгинский ареалы. Деление ареалов на ветви произошло во II тыс. до н.э., когда образовались лезгинская и лако-даргинская ветви (аваро-андо-цезская общность дольше сохраняла единство). В I тыс. до н.э. разделилась лако-даргинская ветвь и начался распад протолезгинской общности. Тогда же, предположительно обособился хиналугский язык. В 9 в. до н.э. обособился язык Алазанской долины, на котором говорили агване (албанцы, арранцы), образовавшие в последующем государство Кавказская Албания. Ныне на этом языке говорят удинцы - потомки албанцев. В 6 в. до н.э. от протолезгинского массива откололся арчинский язык, а сам протолезгинский массив разделился на ю. в. и западную зоны. В 3 в. до н.э. ю. з. зона распалась на самурскую и шахдагскую общности. Самурская распалась сразу на цахурский и рутульский языки. Шахдагская общность (крызский и будухский языки) сохраняла единство до 10 в. н.э. Восточная зона в 3 в. до н.э. разделилась на табасарано-агульскую и, собственно, лезгинскую общности. Табасаранский и агульский фигурируют как самостоятельные языки с 7 в. н. э.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Другая информация:

Экспериментальное обоснование эффективности использования ролевых игр на уроках английского языка как средство развития диалогической речи
Так как темой нашей дипломной работы является ролевая игра как средство развития диалогической речи учащихся на уроках английского языка, то для того, чтобы выявить условия эффективного использования ролевых игр как средства развития диалогической речи на уроке, необходимо провести исследование, ко ...

Инновации в образовательных учреждениях. Информационные технологии в системе управления школой
В педагогике несколько лет назад началось мощное движение, суть которого заключается в обновлении содержания, методов работы, управления, переходу к новому качеству образования. В педагогическую деятельность прочно вошло понятие «инновации», т.е. нововведения. Инновационные явления обнаруживаются в ...

Цель и задачи трудового воспитания
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия. Человеческим трудом создают ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru