В эту эпоху на Кавказе и на территориях, прилегающих к нему, согласно археологическим находкам, параллельно существовало несколько различных культур. Причем люди того времени, по всей видимости, являются предками некоторых народов, населяющих территорию Кавказа в настоящее время.
По месту археологических находок, ареалу распространения или по характерным признакам строения жилищ и захоронений, той или иной культуры, они получили следующие названия: куро-араксская культура, майкопская культура, древнеямная культура, катакомбная культура и северокавказская культура.
О том, что представители этих культур являются предками некоторых современных народов Кавказа, говорит следующий факт: "древнейшие пласты мифологии кавказско-иберийских народов прослеживаются данными археологии. От эпохи энеолита и ранней бронзы дошли фрагменты предметов домашнего обихода и культового назначения, на которых изображены астральные знаки, кресты, квадраты, фигуры людей и животных. Наличие разнообразных типов захоронений подтверждает существование уже в эту эпоху сложных представлений о загробном мире".
Оседлые куро-араксские племена жили на огромной территории, включавшей Центральный и Северо-Восточный Кавказ, Закавказье, часть нынешнего Ирана, Турции, Сирии и Палестины. Куро-араксцы были прекрасными скотоводами и земледельцами. Для вспашки пользовались примитивной сохой, в которую впрягали волов. Сеяли пшеницу и ячмень, урожай убирали с помощью изогнутых серпов с кремневыми пластинками-вкладышами. Зерно мололи на каменных зернотерках. Развитие отгонного скотоводства и освоение летних альпийских пастбищ привели к заселению горных районов.
Куро-араксцы владели полным циклом металлургического производства - от добычи медной руды до изготовления бронзовых орудий труда, оружия и украшений. Значительных успехов достигли они в гончарстве и ткачестве. Ткани из шерсти и льна имели простое плетение. Керамика отличалась совершенством ручной лепки и разнообразием форм. Сосуды были украшены рельефным орнаментом. Свои поселки они располагали на природных возвышенностях, дома строили из камня или сырцового кирпича. При передвижениях использовали деревянные повозки .
Современники куро-араксцев - племена майкопской культуры, которая формировалась с участием племен Восточной Европы и Передней Азии. Майкопцы никогда не жили в горах, занимая земли Предкавказской равнины. Ведущей отраслью их хозяйства было скотоводство, в земледелии они заметно уступали соседям. О высоком мастерстве майкопских ремесленников свидетельствуют бронзовые изделия - топоры, ножи, детали конской узды, фигурки животных, котлы из листовой бронзы. Тонкостенные керамические сосуды округлой или яйцевидной формы лепили на простейшем гончарном круге. На майкопских поселениях обнаружены остатки шерстяных и льняных тканей. Майкопские племена выбирали для своих поселений труднодоступные места, иногда укрепляли их каменными стенами. Существует предположение, что майкопцы уже знали верховую езду.
Северными соседями майкопцев были племена древнеямной культуры тоже скотоводы и земледельцы. Эту культуру можно узнать по остродонным сосудам и булавкам, похожим на молоточки.
Другая информация:
Методическая схема изучения функций. Изучение
функций в классе функций
Методические схема изучения функции. 1. Рассмотреть подводящую задачу, с помощью которой мотивируется изучение новой функции. 2. На основе математизации эмпирического материала сформулировать определение функции (сообщить формулу). 3. Составить таблицу значений функции и построить "по точкам&q ...
Цели, содержание и технология обучения диалогической реи
Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях. Для реализации цели необходимо развивать у учащихся навыки диалогической речи, так как в программных требованиях записано, что учащиеся должны без предварительно ...
Рисование как средство эмоционально-эстетического
воспитания
Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются неотъемлемой частью всестороннего развития учащихся и активно содействуют этому развитию. Конкретно-практический характер занятий создает благоприятные условия для мобилизации пол ...