Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих » Этногенез народов Кавказа

Этногенез народов Кавказа

Страница 4

Как уже было отмечено выше, присутствие человека на Кавказе наблюдается со времен каменного века. Известно, что территория Кавказа была заселена уже в раннем палеолите. Извержения вулканов и землетрясения сопровождались подъемом горных хребтов. Ледник, спускавшийся по ущельям, неоднократно покрывал горы и предгорные долины. В перерывах между оледенениями восстанавливался теплый и влажный климат.

Люди уходили из горной зоны на время похолоданий. Плотность населения была очень низкой. Небольшие человеческие коллективы, рассеянные на огромном пространстве, жили собирательством и коллективной охотой. Древнейшие жители гор располагали свои стоянки в пещерных убежищах. Первые орудия труда первобытного человека - ручное рубило, скребло и остроконечник, который можно было использовать для копья. Только к концу палеолита, когда усовершенствовалась техника обработки камня, появились ножевидные пластины, резцы. Главным источником пропитания была охота на бизонов, мамонтов, гигантских и благородных оленей, пещерных медведей, диких лошадей, горных козлов.

В основном это были люди, представлявшие так называемые мустьерскую и ашельскую культуры. Археологические находки показывают о том, что эти культуры были распространены практически по всему Кавказу. Стоянки людей той эпохи обнаружены и в районе г. Сочи (Ахштырская пещера, Воронцовские пещеры и др.), и в Карабахской зоне Малого Кавказа, и на территории Северного Кавказа (Дагестан, Осетия). К сожалению, сейчас нам неизвестно, что это были за народы, на каких языках они говорили.

Последний этап каменного века - неолит - стал временем зарождения производящего хозяйства. В поисках надежного источника пищи люди научились обрабатывать землю и выращивать на ней злаки. Кавказ входит в число древнейших очагов земледелия. Вторая отрасль производящего хозяйства - скотоводство, то есть разведение одомашненных животных. Переход от присвоения произведений природы к их производству называют "неолитической революцией" Это была самая великая и значительная революция в истории человечества.

В эпоху бронзового века заметно ускорилось развитие человеческого общества. Выгодное географическое расположение на стыке Европы и Азии, горнорудные богатства и высокий уровень производящего хозяйства превратили Кавказ в один из мировых центров бронзовой металлургии. Установились тесные связи местных племен с населением северной степной зоны и Ближнего Востока. Кавказскую бронзу в виде сырья или готовых изделий развозили по всей Юго-Восточной Европе. Именно в бронзовом веке вместе с успехами в хозяйстве началось расслоение общества. В равноправных коллективах рода и племени выделяется верхушка руководителей - жрецов и военных вождей. Имущественное неравенство стало возможным, когда отдельная семья превратилась в обособленную общественную и хозяйственную ячейку. Занятия скотоводством, земледелием, металлургией могли обеспечить членов трудолюбивой семьи не только пропитанием, но и некоторым богатством. Успешные войны с захватом добычи увеличивали богатство состоятельных семей и укрепляли привилегии руководящей родоплеменной элиты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другая информация:

Разработка структурных принципов представления образовательной информации в распределенной образовательной системе
Развитие информационных технологий требует совершенствования средств и способов представления образовательной информации. Особенно это относится к представлению информации в электронном виде. Деятельность любого вуза связана с потоками образовательной информации – от профессора к студенту, от учебн ...

Место прозы А.П. Чехова в школьной программе В.Я. Коровиной
Жизнь Чехова должна изучаться в школе в неразрывной связи с его творчеством, с определенными конкретно-историческими условиями, с формированием и развитием его мировоззрения. Нужно показать учащимся проникновение в семью, в гимназию, в университет "духа времени": деспотизма, рабства, форм ...

Особенности распознавания общих категориальных значений
Эта группа заданий представлена в виде 2 процедур. Задание №1. Из заданий, вошедших в эту группу, более сложными для детей экспериментальной группы оказалось называние следующих общих категориальных значений: «времена года» - только 4 из 15 назвали правильно, среди них 2 ребенка с доминирующим русс ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru