Лексический механизм речи функционирует благодаря взаимодействию операций, осуществляемых с лексическими единицами в процессе ведения беседы, говорения, аудирования, чтения и письма. Эти операции различны в репродуктивных и рецептивных видах речевой деятельности, соответственно различаются между собой и упражнения. Для развития репродуктивных лексических навыков следует практиковать такие упражнения:
Называние на ИЯ предметов, явлений действительности, состояний и качеств во время демонстрации предметов, их изображений, а также перевод слов с родного на ИЯ;
Подбор сочетаний к ключевому слову;
Выбор подходящего созначения для данного контекста;
Дифференцировка синонимов и употребление нужного варианта;
Выбор из группы слова, сочетающегося с ключевым по смыслу;
Всевозможные подстановочные операции в ситуативных условиях.
Для развития рецептивных лексических навыков важна опора на чувственно воспринимаемые внешние (зрительно-слуховые) признаки лексических единиц, касающиеся их произношения, структуры и грамматического оформления:
Выделение графико-акустических и структурных признаков, существенных для распознания (префиксов, суффиксов и основ окончаний, ударений, типичных звуковых комплексов, их дифференциация от исходных);
Различные группировки лексических единиц (ЛЕ) в соответствии с семантическими классами и формальными признаками слов, обозначающих время, место, возраст, цвет, предметы одежды, чувства, эмоции и т.п.;
Реконструкция и воспроизведение лексических единиц, полностью или частично пропущенных в речевом образце, для более успешной выработки словесного стереотипа, обеспечивающего полноценное восприятие и воспроизведение целостного явления на основе части составляющих его символов;
Выделение в речевом образце словосочетаний, синтагм, образующих значимые группировки слов.
Во-первых, в упражнении всегда есть цель. Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, т.е. попутно работать и на те механизмы, на формирование которых оно непосредственно не направлено. И это очень важно использовать в обучении. Но всё же важнее определить главную цель каждого упражнения.
Во-вторых, упражнение – это не беспорядочное делание, ему присуща специальная организация.
В-третьих, упражнение всегда направлено на совершенствование способа выполнения действия. Для этого оно должно предусматривать, по крайней мере, многократность повторения действия. Но одно упражнение при обучении никогда не даёт конечного эффекта, даже по отношению к частной промежуточной цели. Поэтому возникает необходимость согласования упражнений.
Но методически важно, чтобы каждое упражнение было использовано на своём месте, то есть выполняло то, на что оно направлено. Иными словами – упражнение должно быть адекватным. «Адекватность упражнения» - одно из важнейших понятий. Оно означает способность, потенциальную возможность упражнения служить одной цели.
Рассмотрим классификацию Пассова Е.И.
Языковые упражнения
К ним относятся:
а) грамматические;
б) лексические;
в) фонетические.
Языковые упражнения (ЯУ) основаны на принципе применения знаний, т.е. они предполагают постоянное обращение к предварительно-запомненному правилу (дискурсивно-логическое мышление). Обычно правило велико, и какую его часть применить в данный момент, учащийся должен определить дополнительно. Все внимание – на способ совершенствования действия; цель действия, содержание – теряются.
Упражнения в переводе
Данная группа упражнений эффективна, но они имеют некоторые недостатки:
а) предъявляют комплекс трудностей;
б) распыляют внимание;
в) отнимают массу времени.
3. Трансформационные
Другая информация:
Учреждения общего образования
Тип “общеобразовательное учреждение” подразделяется на виды: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя (полная) общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; ц ...
Виды, формы и методы внутришкольного контроля
Проблема классификации видов, форм и методов внутришкольного контроля в настоящее время остается дискуссионной, что является подтверждением актуальности данной проблемы в теории и практике и продолжающимся поиском ее оптимального решения. В книге М.Л.Портнова «Труд руководителя школы» выделяются тр ...
История бисера и бисероплетения
История бисера тесно связана с возникновением стеклоделия. До сих пор точно неизвестно когда и где было впервые получено стекло. Существует легенда, согласно которой первыми открыли секрет его изготовления финикийцы. В легенде говорится о том, что финикийские купцы, плавая, оказались в Сирии. Они в ...