По всей видимости, в эту эпоху начали складываться адыго-абхазские, нахско-дгестанские, грузинские и армянский этносы. Примерно в эту эпоху на территории Малого Кавказа и Армянского нагорья возникает древнее государство Урарту.
По мнению многих ученых, представители куро-араксской культуры были представителями древнейшего населения, занимаемого ими региона, и являлись предками многих народов кавказско-иберийской семьи языков. В этой связи прослеживаются связи между легендами вайнахских и грузинских народов, в которых отражены миграции с территории Малой Азии на Кавказ.
Представители степных культур, как считают ученые, были, скорее всего, древними индоевропейцами, миграции которых затронули в это время практически всю территорию Евразии.
Являясь своеобразным перекрестком между Европой и Азией, Кавказ являлся той территорией, где активно происходил этнокультурный обмен между народами, а также местом, через которое проходили различные миграционные потоки. Это во многом способствовало формированию современных кавказских народов, а также развитию здесь различных обществ и государств.
Одним из самых древнейших государств, существовавших на территории Малого Кавказа и Армянского нагорья, было государство Урарту. С одной стороны, население этого государства не было индоевропейским, а с другой - имеет прямое отношение к этногенезу армянского народа. Это связано, в первую очередь с тем, что само государства Урарту возникло здесь еще до прихода индоевропейцев, вследствие политического объединения местных хурритских племен.
В 1968 году известный российский востоковед И.М. Дьяконов опубликовал самое подробное на тот момент исследование этногенеза армян . Дьяконов подходил к проблеме в первую очередь с позиций сравнительной лингвистики, сопоставляя полученные результаты с историческими данными. Он установил, что армянский язык не мог произойти от фригийского, а оба эти языка, ранее отделившись от общего предка, развивались независимо. К концу семидесятых годов тот факт, что армянский язык является индоевропейским, не вызывал сомнений, высказывались также предположения о его родстве с фригийским, однако антропологические данные указывали на отличия армян от других индоевропейцев. Дьяконов предположил, что индоевропейские племена протоармян продвинулись на Армянское нагорье с запада, однако, с одной стороны, они не были фригийцами, а, с другой стороны, на Армянском нагорье после распада Урарту эти племена составляли явное меньшинство населения и этнически растворились в смеси хурритов, урартов и других автохтонных для Армянского нагорья племён, в силу каких-то причин сохранив основу своего языка, лишь заимствовав большой пласт местных хуррито-урартских слов. Подобные метаморфозы к тому времени уже были неоднократно отмечены в лингвистике. В качестве вероятного кандидата для таких племён Дьяконов выделил племена мушков.
Также древнейшую историю имеет и формирование современных народов Грузии, начавшееся, по всей видимости, на территории юга Малой Азии и части территории Палестины, еще в эпоху энеолита (около 12 тыс. лет до н.э.). Исследователь-лингвист А. Шнайдер, в своей работе "Народы и языки Кавказа" пишет: "После распада ностратической языковой макросемьи (XII-XI тыс. до н.э.), в южных районах Малой Азии (Турции) и Палестине началось формирование пракартвельского этноса (относившегося к переднеазиатскому расовому типу), связанного с дольменной и натуфийской культурами. В семитских источниках это население именуется "рефаим".
Другая информация:
Основные жанры литературного творчества школьников
С возрастом литературное творчество детей становится всё более целенаправленным. Приходит понимание общественной ценности литературных произведений, и создание их становится целью творческого процесса. Отчётливее проявляются склонности к различным литературным жанрам – поэзии, прозе. Под руководств ...
Причина педагогического конфликта и его особенности
Взаимодействие учителя с учениками организуется через разрешение педагогических ситуаций. По Н.В. Кузьминой педагогическая ситуация – это «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношения и взаимоотношения учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения и способах воздейств ...
Исследование чувства гражданственности у детей
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, мы решили провести опытно-экспериментальную работу по данной проблеме. Исследование проводилось в МБДОУ "Детский сад № 19" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. Экспериментальная группа состоит из детей дошколь ...