Одной из глобальных проблем современности является проблема антропогенного воздействия на окружающую среду и в частности на ландшафты планеты. Антропогенное воздействие - это воздействие человеческого общества, оказываемое на окружающую среду, в ходе хозяйственной и иной деятельности человечества. Оно проявляется в виде определенной перестройки окружающей среды, по той или иной программе, в тех или иных целях конкретного человеческого общества и зависит от уровня технико-технологического развития, демографических факторов и от отношения людей к окружающей их природе. Как правило, в конечном итоге антропогенное воздействие сказывается на состоянии конкретных ландшафтов или ландшафтных комплексов, на территории которых оно происходит.
Ландшафт это - участок земной поверхности, качественно отличный от других участков суши, окаймленный естественными границами и представляющий собой целостную и взаимно обусловленную закономерную совокупность предметов и явлений, которая типически выражена на значительном пространстве и неразрывно связана во всех отношениях с географической оболочкой.
Антропогенное воздействие происходило во все исторические эпохи, и как уже было отмечено, всегда было неразрывно связано с отмеченными выше факторами. При этом, развитие человеческого общества неразрывно связано с развитием различных культур, с их взаимодействием между собой и объективно выражающихся для стороннего наблюдателя в виде конкретных человеческих обществ - носителей той или иной культуры, в том числе и различных этнических групп. Это взаимодействие исторически реализуется в ходе этногенеза различных этнических сообществ. Таким образом, между процессами этногенеза и антропогенным воздействием на окружающую среду существует определенная взаимосвязь.
Особенно важно это в современную эпоху, когда процесс международной интеграции и глобализации приводят к унификации традиционных этнических культур и к "размыву" этнокультурных границ, а риск возможного топливно-энергетического кризиса заставляет ведущие мировые державы и крупные транснациональные корпорации вести борьбу за новые территории богатые полезными ископаемыми, за контроль над ними. Нередко это приводит к возникновению очагов напряженности, в том числе и этнически обусловленных, выливающихся в вооруженные конфликты и полномасштабные войны, с применением современного оружия. В результате этого ландшафты, в том числе и уникальные, подвергаются интенсивному разрушительному воздействию.
Кавказ представляет в этом отношении особый интерес. Это историко-географическая область, очень сложная по этническому составу. Своеобразие географического положения как связующего звена между Европой и Азией, близость его к древнейшим цивилизациям, российская колонизация и борьба России с другими державами за право контроля над этой территории, уникальное сочетание на относительно малой территории различных ландшафтных областей и форм рельефа - все это сыграло значительную роль в развитии населяющих его народов.
Кавказ - "солнечное сплетение" Евразии - это своеобразный плацдарм для выхода к богатым ресурсам Средней Азии и самого Кавказско - Каспийского региона. Поэтому в настоящее время к его территории испытывают повышенный интерес ведущие современные державы, транснациональные корпорации и различные крупные предприятия, осуществляя на его территории борьбу за ресурсы и право контроля над регионом, нередко провоцируя здесь межэтнические конфликты, используя для этого традиционные для региона этносоциальные проблемы. В результате этнических военных конфликтов, особенностей социально-экономического развития региона, обусловленных в том числе и этническим фактором, происходит деградация и негативное преобразование уникальных ландшафтов Кавказа.
Объект исследования. Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа и роль этносоциальных особенностей населения региона в этом воздействии.
Предмет исследования. Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в зависимости от типа технического уклада экономики.
Цель исследования. Показать роль этносоциального развития народов Кавказа в воздействии на его ландшафты.
Задачи исследования - рассмотреть и определить:
общие закономерности ландшафтной оболочки;
особенности ландшафтных областей Кавказа;
особенности исторического развития народов Кавказа, их современное состояние;
особенности взаимодействия человеческого общества и природы на Кавказе;
роль этнографических процессов и явлений в ходе воздействия человеческого общества на окружающую среду.
Степень изученности вопроса. Основой информационной базы исследования в области теории общих закономерностей развития и функционирования ландшафтной оболочки послужили работы В.А. Анучина, И.М. Забелина, А.Г. Исаченко, Л.С. Берга, В.С. Лямина, С.В. Калесника, Ю.Г. Саушкина и др.; в вопросах исследования взаимодействия природы и человеческого общества труды Р.К. Баландина, Л.С. Берга, В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева, С.В. Калесника, Р. Маргалефа, Н. Моисеева и др.; в области изучения вопросов этнографии в целом и этнографической истории Кавказа - А. Берже, М.М. Блиева, Ю.В. Бромлея, Н.Г. Волковой, Л.Н. Гумилева, В.В. Дегоева и др.; а также учебные пособия и методические рекомендации преподавателей кафедры рекреационных ресурсов, географии и краеведения СГУТиКД - В.И. Анисимова, Н.А. Битюкова, Г.Ж. Гамузова, М.В. Придни, С.Л. Сычева, К.Н. Чельной. Также в изучении и исследовании вопроса были задействованы работы преподавателей кафедры русской и зарубежной литературы СГУТиКД - В.Д. Лебедева и Е.И. Лебедевой, и кафедры истории и культурологии СГУТиКД - А.А. Черкасова.
Другая информация:
Опыт работы с использованием блочно-модульной технологии преподавания
истории
Прежде, чем внедрить в практику своей работы блочно- модульную технологию я в течение 2 лет проводила среди учащихся 5 – 9 классов анкету и выясняла, в чём причины трудностей на уроке. Причины трудностей на уроке № Что мешает учиться лучше 2002–2003 2003–2004 1. Недоступность учебного материла 8 8 ...
Иностранный язык, литература и технология
При выявлении этой межпредметной связи можно выделить слова,чаще всего используемые в изучении разделов кулинария, обработка ткани, которые в разное время были заимствованы русским языком из других языков. При каждом слове дается толкование и справка о его происхождении. Связь иностранного языка и ...
Психологические особенности неуспевающих школьников
Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению. Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логиче ...