Этнос - это понятие, под которой подразумевается особая группа людей, объединенных рядом факторов, в частности языком, культурой и исторической судьбой. При этом, территориальное единство не является ключевым, т.к. члены одного и того же этноса могут проживать на различных территориях и в различных государствах (например цыгане, русские, армяне, евреи и др.).
Изучением этносов занимается этнография - наука, основным объектом изучения которой являются народы мира. Термин "этнография" является производным от древнегреческих слов. Одно из них "этнос" переводится, как уже было указано, как народ, другое - "графейн" означает писать, описывать. В русской дореволюционной литературе в качестве синонима этнографии иногда употреблялся термин "народоведение". Также наряду с термином этнография используется термин этнология, происходящий также от греческих "этнос" - народ и "логос" - знание, наука. При этом, ряд ученых считает эти термины синонимами, другие же наоборот различают эти две дисциплины, относя этнографию к гуманитарным дисциплинам, а этнологию к наукам естественным, либо же считают этнологию продолжением этнографии. Например Гумилев замечал по этому вопросу: "Этнология - это рождающаяся наука. Потребность в ней возникла лишь во второй половине ХХ века, когда выяснилось, что простое накопление этнографических собраний и наблюдений грозит тем, что наука, не ставящая проблем, превратится в бессмысленное коллекционерство. И вот возникли на наших глазах обществоведение - две дисциплины, интересующиеся одним на первый взгляд предметом - человечеством, но совершенно в разных аспектах. И это закономерно. Каждый человек одновременно - член социума и член этноса, а это далеко не одно и то же…
…можно ли считать, что этнография, как описательная, так и теоретическая, вышла из поля зрения географии и всецело принадлежит к сфере исторических наук? Нет, и еще раз нет! Ибо для нее есть только один путь развития - превращение в этнологию, где наряду с собиранием и описанием материала идет интерпретация его под тем углом зрения, который продиктован постановкой проблемы" .
В данном исследовании слова "этнография" и "этнология" будут пониматься как синонимы, обозначающие научное знание изучающее народы мира и процессы, происходящие в них и с ними. Это следует из положений предыдущей главы, где было показана необходимость системного подхода к данному исследованию.
Согласно преобладающему в настоящее время среди отечественных представлению, этнос (народ) - это особый вид социальной группировки, возникающий не по воле людей, а в результате естественноисторического процесса. Характерная черта этносов - их значительная устойчивость: они, как правило, сохраняются многие и многие столетия. Каждый этнос обладает определенным внутренним единством, а так же специфическими чертами, отличающими его от всех других образований того же типа. Значительную роль при этом играет самосознание людей, составляющих единый этнос: как их взаимная идентификация, так и различение от других подобных общностей в форме антитезы "мы" - "они". За таким самосознанием, которое принято называть этническим, стоят объективные, реально существующие свойства входящих в этносы людей .
Другая информация:
Технология проведения ролевых игр и основные требования к проведению
ролевых игр
Интерес учителей иностранного языка к ролевой игре не случаен, поскольку игра занимает важное место в жизнедеятельности человека, особенно ребенка, осваивающего окружающий мир. Именно в игре у ребенка развивается воображение, произвольное внимание и память, формируется интерес к иностранному языку. ...
Взрослый человек как субъект обучения
Андрагогика имеет дело с общими закономерностями обучения взрослых, с научно-методическим и кадровым обеспечением этой деятельности. По мнению известного социолога И.С. Кона, возрастные категории имеют три системы отсчета, куда входят: - закономерности индивидуального развития (возможности человека ...
Практическое применение методов активизации самостоятельной работы учащихся
на уроках иностранного языка
Использование современных методов обучения является основой при организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Одним из таких методов можно считать проблемный метод обучения. Он получил своё распространение в 20-30-х гг. 20в. в советской и зарубежной школе. Он основывается на теоретических п ...