Этнос - это понятие, под которой подразумевается особая группа людей, объединенных рядом факторов, в частности языком, культурой и исторической судьбой. При этом, территориальное единство не является ключевым, т.к. члены одного и того же этноса могут проживать на различных территориях и в различных государствах (например цыгане, русские, армяне, евреи и др.).
Изучением этносов занимается этнография - наука, основным объектом изучения которой являются народы мира. Термин "этнография" является производным от древнегреческих слов. Одно из них "этнос" переводится, как уже было указано, как народ, другое - "графейн" означает писать, описывать. В русской дореволюционной литературе в качестве синонима этнографии иногда употреблялся термин "народоведение". Также наряду с термином этнография используется термин этнология, происходящий также от греческих "этнос" - народ и "логос" - знание, наука. При этом, ряд ученых считает эти термины синонимами, другие же наоборот различают эти две дисциплины, относя этнографию к гуманитарным дисциплинам, а этнологию к наукам естественным, либо же считают этнологию продолжением этнографии. Например Гумилев замечал по этому вопросу: "Этнология - это рождающаяся наука. Потребность в ней возникла лишь во второй половине ХХ века, когда выяснилось, что простое накопление этнографических собраний и наблюдений грозит тем, что наука, не ставящая проблем, превратится в бессмысленное коллекционерство. И вот возникли на наших глазах обществоведение - две дисциплины, интересующиеся одним на первый взгляд предметом - человечеством, но совершенно в разных аспектах. И это закономерно. Каждый человек одновременно - член социума и член этноса, а это далеко не одно и то же…
…можно ли считать, что этнография, как описательная, так и теоретическая, вышла из поля зрения географии и всецело принадлежит к сфере исторических наук? Нет, и еще раз нет! Ибо для нее есть только один путь развития - превращение в этнологию, где наряду с собиранием и описанием материала идет интерпретация его под тем углом зрения, который продиктован постановкой проблемы" .
В данном исследовании слова "этнография" и "этнология" будут пониматься как синонимы, обозначающие научное знание изучающее народы мира и процессы, происходящие в них и с ними. Это следует из положений предыдущей главы, где было показана необходимость системного подхода к данному исследованию.
Согласно преобладающему в настоящее время среди отечественных представлению, этнос (народ) - это особый вид социальной группировки, возникающий не по воле людей, а в результате естественноисторического процесса. Характерная черта этносов - их значительная устойчивость: они, как правило, сохраняются многие и многие столетия. Каждый этнос обладает определенным внутренним единством, а так же специфическими чертами, отличающими его от всех других образований того же типа. Значительную роль при этом играет самосознание людей, составляющих единый этнос: как их взаимная идентификация, так и различение от других подобных общностей в форме антитезы "мы" - "они". За таким самосознанием, которое принято называть этническим, стоят объективные, реально существующие свойства входящих в этносы людей .
Другая информация:
Внеклассная деятельность как одна из форм работы
Вопросу внеурочной деятельности посвятили свои исследования такие авторы, как В. О. Кутьев, В. Д. Шадриков, И. Д. Демакова и др. Так, В. О. Кутьев в своей работе "Внеурочная деятельность школьников" отмечает, что "внеурочная деятельность - это такая организация труда, познания и обще ...
Работа реабилитационного центра
1. Социальная работа с семьями имеющими детей–инвалидов Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Основные направления работы с семей. Социальная защита и реабилитация детей-инвалидов. Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченнымивозможностями. 2. Технологическ ...
Цели и задачи использования метода проектов при обучении
общению
Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организ ...