Современное развитие общества требует новой системы образования, нового подхода в обучении, которое сформировало бы у подрастающего поколения способность прогнозировать свое будущее, брать ответственность за него, влиять на него. В связи с этим большое внимание уделяется вопросам методики преподавания обществознания в начальной школе, что является оправданным, так как знание учителем не только содержательной стороны курса, но и его методического сопровождения обеспечивает эффективное формирование обществоведческих знаний.
Особое внимание в процессе формирования обществоведческих знаний уделяется определению основных принципов отбора содержания и методам изучения обществознания в начальной школе, а также формам организации учебной деятельности учащихся.
Одним из принципов обучения в начальной школе является деятельностный подход. Он достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Обществоведческий материал, в отличие от других курсов начальной школы (например, естествознания), носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут ни наблюдать непосредственно общественное явление, ни делать опыты, проводить эксперимент. Однако возможны беседы с членами семьи, местными жителями об особенностях быта и традициях, о родном крае, уместны экскурсии к местам общественных мероприятий, памятникам истории и культуры, в краеведческий музей.
Большие возможности в реализации деятельностного подхода в процессе формирования обществоведческих знаний предоставляют действующие учебники и рабочие тетради. Помимо текстов, они включают широкий круг вопросов и заданий, реализующих деятельностный подход при:
– выделении главного в содержании беседы, рассказе;
– составлении плана;
– подготовке рассказа по иллюстрации;
– сравнении изображений;
– объяснении новых слов;
– чтении схем, карты;
– решении проблемных задач и т.д.
Вместе с тем необходимо учитывать, что задания репродуктивного уровня – простого воспроизведения знаний и действий – необходимы при изучении обществоведческого материала. Они позволяют учителю судить об усвоении изучаемого материала. Кроме того, специфическим приемом при изучении обществоведческого материала является комментированное чтение текста учебника, в процессе которого детям разъясняются причинно-следственные связи, комментируются отрывки из статей законов и государственных документов, объясняются образные выражения, непонятные термины. Желательны и комментарии к иллюстрациям учебника.
Л.И. Мымрина отмечает, что работу с учебником целесообразно чередовать с учебной игрой, изложением (рассказом) материала учителем. Игра помогает учащимся лучше представить то или иное событие, вовлекает их в процесс самостоятельного поиска знаний, способствует развитию воображения, памяти, внимания.
Эффективным методом в реализации деятельностного подхода в изучении обществоведческого материала является рассказ. Рассказ может быть вводным (перед изучением нового материала), дополнять материал учебника конкретными деталями о событии и его участниках, памятнике культуры, быте людей (в том числе краеведческого характера).
При изучении обществоведческого материала имеет смысл применять такие виды изложения, как повествование и описание. При этом изложение материала учителем должно быть кратким (не более 7 мин), но образным. При рассказе целесообразно опираться на иллюстративный материал учебника, вводить в рассказ прямую речь, персонификацию и драматизацию материала.
Рассказ учителя школьник должен воспринимать осознанно, что невозможно без мыслительных действий. Эффективным средством организации познавательной деятельности при рассказе учителя является беседа. Она возможна в начале изложения, в ходе или конце его. Возможна постановка познавательных заданий перед рассказом учителя. Рекомендуется включать в беседу задания, требующие привлечения знаний из внешкольных источников информации (книг, кино, телевидения).
Л.И. Мымрина также отмечает, что при изучении курса необходима словарная работа, предполагающая перевод слов, специальных терминов из пассивного словаря ученика в активный при помощи заданий, закрепляющих навыки точного и правильного употребления слов. Словарная работа должна вестись систематически. Желательно завести тетради, в которые школьники будут записывать новые слова и выражения. Следует помнить, что средства наглядности помогают конкретизировать смысл терминов. Кроме того, необходимо помнить, что дети лучше выражают свои мысли в рисунках, чем в словах. Им легче нарисовать и объяснить нарисованное, чем рассказать об этом, так что следует поощрять рисунки учеников, раскрывающие содержание терминов.
Другая информация:
Цели дистанционного обучения. Методы управления временем. Трансакционые издержки
Дистанционное обучение называют «образованием XXI века». В настоящее время рассматривают его как одно из магистральных направлений образовательных реформ, происходящих в мире, и России. Дистанционное обучение предлагает любому обучающемуся свободный активный творческий, не обремененный формальными ...
Практическое применение методик разрешения конфликта
Разберем на примере педагогического конфликта одну из методик по его решению и представим несколько рекомендаций и правил поведения педагога в конфликтных ситуациях. Подводились итоги успеваемости в студенческой группе. На первое место претендовала студентка Катя Н. Неожиданно для нее куратор объяв ...
Кукольный театр на уроках технологии в начальных классах
В программе Просняковой Т.Н. «Технология. Уроки мастерства» 3 класс (система Л.В. Занкова) есть темы, посвящённые кукольному театру: театральные гримёры и костюмеры, и настольный театр. На этих уроках реализуются следующие задачи: знакомство с приемами и средствами гримеров и костюмеров, с историей ...