Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правового статуса ребенка, и в таком качестве закреплено в международных правовых стандартах и конституциях большинства развитых стран. Так, в Преамбуле Конвенции ООН О правах ребенка (1989 г.) записано, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.
В российском законодательстве, научной литературе имеются различные точки зрения на само понятие защита детства, нередко отождествляющие его с родственными категориями: правовая защита ребенка, охрана прав ребенка, социальная защита детства. В общеупотребительном значении понятие защитить означает оберегать, охранять, заступаться, не давать в обиду. Нередко защиту понимают как охрану права в смысле предохранения, принятия превентивных мер с целью недопущения покушения на благо, принадлежащее личности, то есть на её права, свободы.
В теории права под охраной понимают всю совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации права экономического, политического, организационного, направленных на создание необходимых условий существования личности.
В соответствии с Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ (Национальный план действий в интересах детей), утвержденными Указом Президента РФ от 14.09.1995 г. № 942, в которых впервые была разработана целостная система социально-экономических и правовых мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей, лежащая в основе государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ после ратификации Россией Конвенции ООН о правах ребенка, сущность социальной защиты детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психологических, организационных и правовых средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов. С этой позиции социальная защита детства понимается гораздо шире понятий правовая защита ребенка, охрана прав ребенка, поскольку охватывает всю совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. Иначе говоря, социальная защита детства понимается как система.
Продолжает начатую работу по становлению системы социальной защиты детства федеральная целевая программа «Дети России», направленная на создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы является продолжением федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 — 2006 годы. Как показала практика, социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, обусловливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.
Система (от греч. systema целое, составленное из частей; соединение) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Любая система имеет следующие основные признаки:
- общую целевую направленность, определяющую содержание, задачи, формы и средства ее функционирования;
- наличие определенной структуры, то есть взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;
- определенная иерархия функциональной компетентности ее элементов (координирующих, контролирующих, организующих).
Система социальной защиты детства разноуровневая, пронизывает все институты процесса социализации личности ребенка и во многом определяет эффективность данного процесса.
В становлении системы социальной защиты детства О.В. Степанов прослеживает следующие моменты:
- развитие системы социальной защиты детства происходит в неразрывной связи с развитием всех социальных институтов общества;
Другая информация:
Формы и методы работы по развитию музыкального мышления младших школьников
на уроках музыки
Результаты первоначальной диагностики уровня развитости музыкального мышления младших школьников показали, что у детей данной возрастной категории данное качество недостаточно развито (высокий уровень в обеих группах представлен лишь 20-30% учащихся). Это свидетельствует о недостаточно развитом чув ...
Основные направления и формы развития
детского творчества в учреждениях дополнительного образования
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в ...
Совершенствование форм обучения в процессе реализации межпредметных связей
Использование межпредметных связей в практике обучения вызвало появление новых форм его организации, таких, как урок с межпредметными связями, комплексный семинар, комплексные экскурсии, межпредметные конференции, комплексные факультативы и др. при этом классно – урочная система, принятая в советск ...