Педагогика — наука о воспитании человека, о целенаправленном формировании сознания и поведения, соответствующего сознательным установкам. Педагогика рассматривает цели, задачи, методы воспитании. Поведение человека, его жизненные установки, его душевные качества формируются в соответствии с теми целями, которые ставит сознание. А значит, в педагогике имеет ключевое значение система ценностей. Педагогика обращается к человеческой душе. Отсюда можно вывести предположение, что именно религиозная педагогика может поставить истинные цели для развития души ребенка. Рассмотрим ключевые понятия педагогики и их христианскую трактовку: воспитание, образование, просвещение.
Известный русский педагог И. Скворцов в “Записках по педагогике” говорит: “Слово “воспитание” слагается из слова: “питание” (снабжение организма пищею, необходимою ему для развития) и приставки “вос” (вверх, в вышину) — питание ребенка до достижения им полного возраста. Так как человек состоит из тела и души, и последняя составляет величайшую часть человеческого существа, то и слово “воспитание” применяется главным образом к духовному развитию человека”. Следовательно, смысл воспитания и его методы зависит от смысла человеческой жизни. Чтобы воспитание было гармоничным, нужно найти его основы и конечную цель. Для христианского же переживания и видения действительности эти основы – преимущественно антропологические. Что это значит? «Это значит, что необходимо вернуться к истинной антропологии, … чтобы стало понятно, чем нужно воспитывать и питать это существо, чтобы оно могло постичь свое истинное назначение” (митрополит Амфилохий (Радович).
Слово «образование» произошло от слова – образ. Бог создал человека по Своему образу, т.е. богоподобными. Можно сказать, что образование- это движение от несовершенного к совершенному. В словах Афанасия Великого: “Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом” содержатся основы и цели образования.
“Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир”. Просвещение в христианском понимании и дает представление или осознание того добра или идеала, к которому человек должен стремиться в своем образовании. В западном понимании понятие "просвещение" - это система знаний, изучение наук, законов природы. Разницу эту подчеркивал Иоанн Кронштадтский: “Современное ложное просвещение удаляет от истинного света, а не приближает к нему. А без Христа тщетно все образование”. Изучение наук без понятия об истинном добре, о нравственности и чистоте не пойдет на пользу человеку. Все его научные исследования могут, в этом случае, послужить во вред человечеству (пример этому – с одной стороны технический прогресс, с другой – экологические проблемы; новые виды оружия). Христианская педагогика призвана помочь детям найти в себе и укрепить волю к поиску «истинного добра».
«Культура», «религия», «духовность», «нравственность» - базовые понятия , определяющие духовно-нравственное воспитание.
Понятием «культура» (в переводе с латинского - возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Материальная культура включает в себя бытовую и производственную сферы. Духовная представлена идеологией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу, миру, людям. Таким образом, духовная сфера направляет культуру.
Понятием «духовность» традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, вере.
Само слово «религия» буквально переводится с латинского как «святыня», «набожность», «благочестие» - жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиими. Для всей общечеловеческой культуры именно религия является культурообразующим фактором. К сожалению, для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта. В сознании и жизни большинства людей она является внешним элементом традиционной, социальной культуры.
В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания.
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), - нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Другая информация:
Педагогические основы изучения математической логики в средней школе в
рамках внеучебной деятельности
Резкое ускорение процесса обновления информации и внедрение компьютеров во многие сферы жизни общества привели к смещению акцентов с увеличения объема знаний, предназначенных для усвоения школьниками, на развитие у них логических и общелогических умений. «Практика показывает, — отмечает Т.А. Кондра ...
Основные принципы коррекционно-предупредительного
воздействия в раннем возрасте
Комплексное коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте имеет принципиальную основу: - Первым по значимости является принцип опережающего обучения в развитии, обоснованный JI.C. Выготским и детально разработанный в дальнейшем С.Я. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Р.Е. Левиной и др. П ...
Методика проведения подвижных игр
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель. Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Дл ...