Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Это беспокоит специалистов – психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки летать? Изменилось и само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Оказалась прервана многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения – другому, которая не прерывалась даже во время войн, и это привело к кризису игровой культуры. Но, по мнению известного педагога В.М. Григорьева – собирателя, организатора и «реставратора» народной игры, играть стали не меньше, а хуже: «…качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное разрушительство и т.п.… Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр – генетического фонда игровой культуры каждого народа».
Проведенные недавно психологические исследования в детских садах показали, что на вопрос «Во что ты любишь играть?» 5% детей 4–6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4% назвали компьютерные игры. Четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали, и большинство детей называли какие-то подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некоторые. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.
К сожалению, совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений. Где они – казаки-разбойники, бояре, жмурки, лапта и прочие детские радости? Все они вместе со считалками, закличками, песенками и другими формами детского фольклора – величайшего богатства нашей культуры – сохранялись в детской субкультуре на протяжении веков, передаваясь из уст в уста.
Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник 200, 100 и даже 30–40 лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм, назначений. Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера – с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений.
Неоправданное обилие игрушек вокруг малыша лишь не добавляет гармонии, а лишь усугубляет количество раздражителей сенсорной системы ребенка.
Игрушку как явление массовой культуры представляет детская серийная игрушка – зримое воплощение картины мира как машины, механизма. Здесь окружающий мир предстаёт не как живой организм, что более естественно для ребенка, а как механизированный роботоподобный объект. Серийная игрушка организует конкурентные игры за право обладания вещью, успехом, превосходством. Она отчуждает ребенка от другого человека, снижает творческий потенциал игры.
Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения разнообразия мира; у ребенка она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я». Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда – новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке. Детская игрушка сегодня как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки. Она предназначена для организации, прежде всего имитационных, конкурентных, а не креативных (творческих) игр.
Другая информация:
Основные характеристики классного руководителя
Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог (исследователь, воспитатель, предметник), который является «центром» организации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность или на коллектив учащихся. Он просвещает родителей в ...
Этногенез народов Кавказа
Этнос - это понятие, под которой подразумевается особая группа людей, объединенных рядом факторов, в частности языком, культурой и исторической судьбой. При этом, территориальное единство не является ключевым, т.к. члены одного и того же этноса могут проживать на различных территориях и в различных ...
О состоянии дошкольного образования
Мотовилихинского района г. Перми за 2007-2008 годы
Мотовилиха неоднократно меняла свой статут: вначале это был район г. Перми, потом самостоятельный районный центр и поселок городского типа, преобразованный в город Молотов 3 октября 1938 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР ЦКВКП (б) город Молотов вошел в состав Перми как Мотовилихинский ...