-без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:
карман-карманчик
стакан-стаканчик
костюм-костюмчик
забор-заборчик
блин-блинчик
шкаф-шкафчик
трамвай-трамвайчик
суп-супчик
стул-стульчик
диван-диванчик
вагон-вагончик
-с изменением звуковой структуры производного слова:
рукав-рукавчик
заяц-зайчик
3. Дальше работа проводится над словообразованием с использованием суффикса - к:
-словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова:
гора-горка
репа-репка
нора-норка
яблоня-яблонька ночь-ночка
лапа-лапка
туча-тучка
мышь-мышка
-словообразование существительных женского рода с изменением
звуковой структуры корня (оглушение, чередование): рука-ручка
страница-страничка
птица-птичка
береза-березка
синица-синичка
капля-капелька
шуба-шубка
книга-книжка
корова-коровка
-словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова):
кольцо - колечко
крыльцо-крылечко.
Второй этап- работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
1.Работа над словообразованием существительных женского рода с использованием суффиксов -оньк-, -еньк- в следующей последовательности:
-словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, - я:
Миша-Мишенька
Наташа-Наташенька
Маша-Машенька
Коля-Коленька
Даша-Дашенька
-словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:
лиса-лисонька
тётя-тётенька
дядя-дяденька
дочь-доченька
мама-маменька
береза-березонька
-словообразование с изменением звуковой структуры корня:
нога-ноженька
дорога-дороженька
рука-рученька.
2.Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов - ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-:
-словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:
корова-коровушка
изба-избушка
трава-травушка
скворец-скворушка
зима-зимушка
голова-головушка
дед-дедушка
-словообразование существительных среднего рода с суффиксом - ышк-:
зерно-зернышко перо-перышко
горло-горлышко солнце-солнышко стекло-стеклышко
-словообразование при помощи суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:
•суффикс -иц- в существительных женского рода:
земля-землица лужа-лужица роща-рощица кожа-кожица
•суффикс -ец- в существительных мужского и среднего рода:
хлеб-хлебец
мороз-морозец
письмо-письмецо
•суффикс -ц- в существительных женского и среднего рода:
мыло-мыльце
дерево-деревце зеркало-зеркальце корыто - корытце
пыль-пыльца.
3. Образование существительных с помощью суффикса - инк-.
Работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня проводится на начальном этапе:
солома-соломинка
икра-икринка
бусы-бусинка
роса-росинка
дождь-дождинка
На следующем этапе проводится работа над словообразовательными формами с чередованием звуков в корне слов:
снег-снежинка
чай-чаинка
горох-горошинка
Другая информация:
Наглядные пособия: классификация, практическое применение
В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников (работы М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, А. С. Пчелко, А. М. Пышкало, Л. Н. Скаткина и др.). Н. Л. Менчинская и М. И. Моро указывают на необходимость самостоятельного опер ...
Приемы организации саморазвития личности учащегося
И.П. Павлов на основе многочисленных физиологических экспериментов пришел к интересному выводу о стереотипах: «Старый стереотип держится некоторое время, а затем уступает место новому, т.е. при повторении одного раздражителя получается, наконец, однообразный эффект. Но этим роль старого стереотипа, ...
Способности как психологический аспект
Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические качества и свойства людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деят ...