-без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:
карман-карманчик
стакан-стаканчик
костюм-костюмчик
забор-заборчик
блин-блинчик
шкаф-шкафчик
трамвай-трамвайчик
суп-супчик
стул-стульчик
диван-диванчик
вагон-вагончик
-с изменением звуковой структуры производного слова:
рукав-рукавчик
заяц-зайчик
3. Дальше работа проводится над словообразованием с использованием суффикса - к:
-словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова:
гора-горка
репа-репка
нора-норка
яблоня-яблонька ночь-ночка
лапа-лапка
туча-тучка
мышь-мышка
-словообразование существительных женского рода с изменением
звуковой структуры корня (оглушение, чередование): рука-ручка
страница-страничка
птица-птичка
береза-березка
синица-синичка
капля-капелька
шуба-шубка
книга-книжка
корова-коровка
-словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова):
кольцо - колечко
крыльцо-крылечко.
Второй этап- работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
1.Работа над словообразованием существительных женского рода с использованием суффиксов -оньк-, -еньк- в следующей последовательности:
-словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, - я:
Миша-Мишенька
Наташа-Наташенька
Маша-Машенька
Коля-Коленька
Даша-Дашенька
-словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова:
лиса-лисонька
тётя-тётенька
дядя-дяденька
дочь-доченька
мама-маменька
береза-березонька
-словообразование с изменением звуковой структуры корня:
нога-ноженька
дорога-дороженька
рука-рученька.
2.Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов - ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-:
-словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:
корова-коровушка
изба-избушка
трава-травушка
скворец-скворушка
зима-зимушка
голова-головушка
дед-дедушка
-словообразование существительных среднего рода с суффиксом - ышк-:
зерно-зернышко перо-перышко
горло-горлышко солнце-солнышко стекло-стеклышко
-словообразование при помощи суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:
•суффикс -иц- в существительных женского рода:
земля-землица лужа-лужица роща-рощица кожа-кожица
•суффикс -ец- в существительных мужского и среднего рода:
хлеб-хлебец
мороз-морозец
письмо-письмецо
•суффикс -ц- в существительных женского и среднего рода:
мыло-мыльце
дерево-деревце зеркало-зеркальце корыто - корытце
пыль-пыльца.
3. Образование существительных с помощью суффикса - инк-.
Работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня проводится на начальном этапе:
солома-соломинка
икра-икринка
бусы-бусинка
роса-росинка
дождь-дождинка
На следующем этапе проводится работа над словообразовательными формами с чередованием звуков в корне слов:
снег-снежинка
чай-чаинка
горох-горошинка
Другая информация:
О состоянии дошкольного образования
Мотовилихинского района г. Перми за 2007-2008 годы
Мотовилиха неоднократно меняла свой статут: вначале это был район г. Перми, потом самостоятельный районный центр и поселок городского типа, преобразованный в город Молотов 3 октября 1938 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР ЦКВКП (б) город Молотов вошел в состав Перми как Мотовилихинский ...
Содержание понятий "патриотизма" и "гражданственности"
Педагогу, начинающему заниматься проблемой формирования гражданской компетентности, прежде всего необходимо знание терминологии, ключевых понятий гражданского и патриотического образования. Впервые слово "патриот" появилось в период Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда себ ...
Города мастеров
Со временем деревни и слободы, где делали игрушки, расширялись и превращались посады, села и города ремесленников. Живущие и работающие там мастера, становились кустарями, то есть ремесленниками, использовавшими ручной труд и обычно специализирующимися в какой-то одной области производства игрушек. ...