Третий этап- этап уточнения значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Образование названий профессий.
Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.
В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной модели словообразования у дошкольников с ОНР, используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и, появляется довольно поздно в онтогенезе.
Формирование данной словообразовательной модели приводится в следующей последовательности.
1. Словообразование существительных мужского рода: - с суффиксом -щик-:
барабанщик, стекольщик, танцовщик, часовщик, сварщик, кладовщик;
- с суффиксом - чик-:
переплетчик, разведчик, грузчик, переводчик.
2. Словообразование существительных, которые обозначают лица женского пола, с суффиксами -ниц-, -иц-:
проводник-проводница
писатель-писательница
работник -работница
певец-певица
Формирование словоизменения.
Этот процесс у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В период коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
На начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалоговой речи - на уровне словосочетаний и предложений, дальше - закрепление словоизменения в связной речи. Можно выделить три этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.
Первый этап.
Формирование наиболее продуктивных и простых по семантики форм.
Существительные:
• дифференциация именительного падежа единственного числа.
Второй этап.
Работа над следующими формами словоизменения
Существительные:
•понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;
•закрепление беспредложных форм множественного числа.Прилагательные:
•согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного числа.
Третий этап.
Закреплений более сложных по семантике и внешнему оформлению
менее продуктивных форм словоизменения.
Существительные:
•употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.
Прилагательные:
•согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, потом - в связной речи.
Формирование словоизменения существительных.
Учитывая принцип онтогенеза, семантику форм, доступность грамматического значения и внешнее оформление данного значения, формирование словоизменения существительных необходимо провести в следующей последовательности:
Дифференциация существительного падежа единственного и множественного числа.
Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности:
винительный падеж (нулевые окончания -у, -а, -я),
родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности).
Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.
Закрепление беспредложных форм множественного числа.
Другая информация:
Описание возрастных особенностей младших школьников
Младший школьный возраст часто называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития он охватывает от 6-7 до 9-10 лет. С физиологической точки зрения – это время активной перестройки организма. В этот период активно развивается нервная система, увеличивается интенсивность рабо ...
Возможности дизайонобразования на гуманистических основах в содержании
учебных программ образовательной области «Технология»
гуманистический дизайнообразование гуманизация старшеклассник Современный этап развития общества, связанный с внедрением новых технологий направлен на более полную реализацию потенциальных способностей личности и имеет неоценимое значение подготовки подрастающих поколений к обозримому будущему. В п ...
Введение понятия функции в программе А.Г. Мордковича
"Алгебра 7"
В большинстве школ России учителями математики используется УМК А.Г. Мордковича. Приоритетной линией изложения материала, как отмечают авторы, в программе является функционально-графическая, причем функция представлена учащимся как специальный вид линейного уравнения, который удобно использовать дл ...