Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.
При определении последовательности работы над каждой грамматической формой учитывается комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная или безударная флексия, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формировании (чередования, беглые гласные и др.).
На начальном этапе работы отрабатывают формы с продуктивными флексиями под ударением, без изменений звукослоговой структуры слова при формировании.
Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.
С учетом выделенных лингвистических факторов дифференциация единственного и множественного числа существительных, и прежде всего
закрепление формы множественного числа, проводится в следующей последовательности :
Формы множественного числа с окончанием -ы (шкаф-шкафы).
Формы множественного числа с окончанием -и (ключ-ключи).
Формы множественного числа с окончанием -а (дом-дома).
4.Формы множественного числа с окончанием -ja (дерево-деревья).
В процессе работы грамматической формы с той или иной флексией рекомендуется так же определенная последовательность. Рассмотрим эту последовательность на примере формы множественного числа с окончанием -ы:
словоформа с ударным окончанием, с одинаковой структурой основы форм слова (стол-столы);
форма множественного числа с безударным окончанием, с одинаковой звуковой структурой основой (слива-сливы);
форма множественного числа с ударным окончанием, но измененной звуковой структурой основы (чередования звуков, различение суффиксов и др.) - огурец-огурцы.
словоформа с безударным окончанием с измененной звуковой структурой основы слова (перец-перцы);
дифференциация грамматических форм с различными флексиями.
Формирование словоизменения прилагательных.
Формирование словоизменения прилагательных у детей дошкольного возраста с ОHP проходит в более поздние сроки, когда они в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прилагательные приобретают ту или иную форму, то или иное грамматическое значение в зависимости от формы существительного.
Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с отвлеченной семантикой прилагательных и с поздним их появлением в речи у детей. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляются у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребенок становится способным выделять из образа предмета какой-либо признак, что, в свою очередь, вызывает потребность в обозначении словом выделенною свойства.
При формировании системы словоизменения прилагательных учитывается последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных, фонетические особенности формирования прилагательных.
В логопедической работе рекомендуется следующая последовательность по формированию словоизменения прилагательных.
1.Согласование прилагательного с существительным в именитель ном падеже единственного и множественного числа:
-формы мужского рода:
с ударным окончанием (городской, земской, большой);
с безударным окончанием (красный, хмурый, красивый);
-формы женского рода:
Другая информация:
Характеристика подросткового возраста
Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через ...
Система упражнений для обучения диалогической
речи
Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого. При обучении диалогической речи нужно развить следующие умения: Запросить информацию, уметь задать вопрос. Ответить на вопрос собеседника. Понять на основан ...
Интерес к рисованию и тематика рисунков
Подавляющее большинство учащихся специальной школы, особенно младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и ра ...