Материалы » Формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня » Экспериментальное исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Экспериментальное исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Страница 9

Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

При определении последовательности работы над каждой грамматической формой учитывается комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная или безударная флексия, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формировании (чередования, беглые гласные и др.).

На начальном этапе работы отрабатывают формы с продуктивными флексиями под ударением, без изменений звукослоговой структуры слова при формировании.

Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

С учетом выделенных лингвистических факторов дифференциация единственного и множественного числа существительных, и прежде всего

закрепление формы множественного числа, проводится в следующей последовательности :

Формы множественного числа с окончанием -ы (шкаф-шкафы).

Формы множественного числа с окончанием -и (ключ-ключи).

Формы множественного числа с окончанием -а (дом-дома).

4.Формы множественного числа с окончанием -ja (дерево-деревья).

В процессе работы грамматической формы с той или иной флексией рекомендуется так же определенная последовательность. Рассмотрим эту последовательность на примере формы множественного числа с окончанием -ы:

словоформа с ударным окончанием, с одинаковой структурой основы форм слова (стол-столы);

форма множественного числа с безударным окончанием, с одинаковой звуковой структурой основой (слива-сливы);

форма множественного числа с ударным окончанием, но измененной звуковой структурой основы (чередования звуков, различение суффиксов и др.) - огурец-огурцы.

словоформа с безударным окончанием с измененной звуковой структурой основы слова (перец-перцы);

дифференциация грамматических форм с различными флексиями.

Формирование словоизменения прилагательных.

Формирование словоизменения прилагательных у детей дошкольного возраста с ОHP проходит в более поздние сроки, когда они в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прилагательные приобретают ту или иную форму, то или иное грамматическое значение в зависимости от формы существительного.

Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с отвлеченной семантикой прилагательных и с поздним их появлением в речи у детей. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляются у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребенок становится способным выделять из образа предмета какой-либо признак, что, в свою очередь, вызывает потребность в обозначении словом выделенною свойства.

При формировании системы словоизменения прилагательных учитывается последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных, фонетические особенности формирования прилагательных.

В логопедической работе рекомендуется следующая последовательность по формированию словоизменения прилагательных.

1.Согласование прилагательного с существительным в именитель ном падеже единственного и множественного числа:

-формы мужского рода:

с ударным окончанием (городской, земской, большой);

с безударным окончанием (красный, хмурый, красивый);

-формы женского рода:

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Другая информация:

Роль учителя в организации межпредметных связей
Обучение - двусторонний процесс. Даже искусственно ограничив его лишь информационной стороной, можно показать, что деятельность учителя и ученика неодинаковы. Учитель преподает учащимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих ...

Гуманистические принципы отбора содержания и методов реализации дизайнобразования старшеклассников
Всесторонний подход к анализу предмета исследования в рамках нашей квалификационной работы позволил выявить основные принципы осуществления дизайнобразования на гуманистических основах. Этим принципам отнесены: личностно-деятельностный, личностно-развивающий, принцип научности, ценностной ориентаци ...

Мышление как психический процесс
Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает, прежде всего, тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляется новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. Мышление ребенка зарождается и развивается сначала в процессе наблюден ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru