Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.
При определении последовательности работы над каждой грамматической формой учитывается комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная или безударная флексия, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формировании (чередования, беглые гласные и др.).
На начальном этапе работы отрабатывают формы с продуктивными флексиями под ударением, без изменений звукослоговой структуры слова при формировании.
Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.
С учетом выделенных лингвистических факторов дифференциация единственного и множественного числа существительных, и прежде всего
закрепление формы множественного числа, проводится в следующей последовательности :
Формы множественного числа с окончанием -ы (шкаф-шкафы).
Формы множественного числа с окончанием -и (ключ-ключи).
Формы множественного числа с окончанием -а (дом-дома).
4.Формы множественного числа с окончанием -ja (дерево-деревья).
В процессе работы грамматической формы с той или иной флексией рекомендуется так же определенная последовательность. Рассмотрим эту последовательность на примере формы множественного числа с окончанием -ы:
словоформа с ударным окончанием, с одинаковой структурой основы форм слова (стол-столы);
форма множественного числа с безударным окончанием, с одинаковой звуковой структурой основой (слива-сливы);
форма множественного числа с ударным окончанием, но измененной звуковой структурой основы (чередования звуков, различение суффиксов и др.) - огурец-огурцы.
словоформа с безударным окончанием с измененной звуковой структурой основы слова (перец-перцы);
дифференциация грамматических форм с различными флексиями.
Формирование словоизменения прилагательных.
Формирование словоизменения прилагательных у детей дошкольного возраста с ОHP проходит в более поздние сроки, когда они в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прилагательные приобретают ту или иную форму, то или иное грамматическое значение в зависимости от формы существительного.
Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с отвлеченной семантикой прилагательных и с поздним их появлением в речи у детей. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляются у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребенок становится способным выделять из образа предмета какой-либо признак, что, в свою очередь, вызывает потребность в обозначении словом выделенною свойства.
При формировании системы словоизменения прилагательных учитывается последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных, фонетические особенности формирования прилагательных.
В логопедической работе рекомендуется следующая последовательность по формированию словоизменения прилагательных.
1.Согласование прилагательного с существительным в именитель ном падеже единственного и множественного числа:
-формы мужского рода:
с ударным окончанием (городской, земской, большой);
с безударным окончанием (красный, хмурый, красивый);
-формы женского рода:
Другая информация:
Методика изучения рассказов А.П. Чехова "Хамелеон"
и "Злоумышленник" в школе
М.Л. Семанова в книге "Чехов в школе" обращает внимание на "самостоятельность Чехова-юмориста, оригинальность его творческого метода", считает необходимым вместе с учащимися "исследовать особенности конструкции рассказа "Хамелеон", помочь осознать позицию автора и ...
Основные техники и виды работы с бисером
Бисероплетение – это искусство изготовления изделий из бисера, мелких бусин и стекляруса. История этого вида декоративно-прикладного искусства поражает своей необычностью. В разное время интерес к бисеру и изготовлению изделий из него резко и неожиданно возрастал и также неожиданно почти полностью ...
Виды семейных взаимоотношений
Проблемы, которые волнуют ребенка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупред ...