4.
Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (ПДО)
При помощи указанной методики выявляется тип акцентуации характера, присущий подростку. Данная методика имеет ряд дополнительных шкал, которые помогают выявить психологические особенности личности подростка – риск социальной дезадаптации, склонность к депрессии, риск начала употребления наркотических средств, возможность и характер суицида, алкоголизацию и т.д. Сопоставив эти результаты с результатами полученными в ходе анкетирования, мы можем определить, относится ли данный подросток к девиантному.
Методика состоит из множества суждений, соединенных в 25 подшкал. В ходе проведения исследования испытуемые получают соответствующие 25 списков суждений. Из каждого из них они должны выбрать такие три, которые относятся к ним в наибольшей степени, и три такие, которые относятся в наименьшей степени. По характеру выборов судят о том типе акцентуированного характера, к которому относится испытуемый.
Выборы, которые производятся испытуемыми, заносятся ими в специальный регистрационный лист.
С помощью данной методики определяются следующие типы акцентуации характера.
Гипертимный тип.
Отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным настроением. Имеет высокий тонус энергичен, активен. Проявляет стремление быть лидером. Общителен и неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах. Плохо переносит одиночество. Легко адаптируется в незнакомой обстановке. Не любит однообразие, дисциплину, вынужденное бездействие, монотонную работу. Оптимистичен и несколько переоценивает свои возможности.
Нередко бурно реагирует на события, раздражителен.
Циклоидный тип.
Часто меняет настроение. У него падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям, причем это происходит периодически. Тяжело переживает неудачи, часто думает о собственных недостатках, ненужности, испытывает чувство одиночества.
Периоды депрессии время от времени перемежаются активностью, свойственной гипертимному типу.
Лабильный тип
. Характеризуется крайней, непредсказуемой изменчивостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависит от настроения. Испытывает глубокое чувство личной привязанности к тем людям, которые к нему относятся с симпатией и любовью. Избегает лидерства. Имеет адекватную самооценку.
Астеноневротический тип.
Характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии – преувеличенному вниманию к состоянию здоровья. Тревожно мнителен. Боится ситуаций соревнования и экзаменационных испытаний. Имеются частые аффективные вспышки в состоянии утомления.
Сензитивный тип.
Характеризуется повышенной впечатлительностью, обостренным чувством собственной неполноценности, особенно в самооценках качеств морального и волевого характера. Замкнутость, робость и застенчивость – типичные черты, проявляемые в незнакомой обстановке и среди незнакомых людей. Открытость, общительность и откровенность появляются только в кругу достаточно близких людей.
Психастенический тип
. Нерешителен, склонен к пространным рассуждениям, испытывает повышенную боязнь за будущее и судьбу и судьбу своих близких и себя самого. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний (мыслей, переживаний и т.п.). Неспособен отвечать за себя, за свои поступки.
Шизоидный тип.
Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояния других людей. Испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми. Часто уходит в себя, в свой замкнутый, недоступный окружающим людям внутренний мир, в сферу фантазий и грез. Имеет сильные, устойчивые увлечений чем-либо.
Эпилептоидный тип
. Склонен впадать в злобно-тоскливое состояние с постепенным возрастанием раздражения и поиском объекта, на котором можно было бы разредиться. Имеет аффективно-взрывной характер. Повышенно ревнив, агрессивен, проявляет стремление к лидерству со строгой дисциплиной и наказанием подчиненных. Инертен в мышлении, педантично аккуратен, чрезмерно исполнителен, беспрекословно подчиняется приказам.
Истероидный тип
. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в почитании, восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей. Склонен к приукрашиванию своей особы, стремится показать себя в лучшем свете. Отсутствуют глубокие чувства, имеется театральность в поведении, тенденция к позерству. Неспособен к упорному труду и высоким достижениям, но обладает неумеренно высокими притязаниями на успех. Склонен к выдумкам и пустому фантазированию. Претендует на исключительное положение среди сверстников. Непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.
Другая информация:
Сущность дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика — это особая, специфическая область общественной жизни, которая во многом отражает идеологию и уровень развития общества. Специфика дошкольной педагогики определяется в первую очередь своеобразием возраста детей (дошкольным) и отношением общества к детям данного возраста. Это ...
Комплексный анализ уровня учебной работы учащихся класса в течение дня
1. Состав класса и уровень умственного развития учащихся. 2. Психологические особенности детей данного возраста. 3. Оптимальность учебного расписания на данный день недели. 4. Учет недостатков работы класса и постановка целей, способствующих их устранению. 5. На каких уроках уровень решения данной ...
Классификация
учреждений дополнительного образования, их характеристика
Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования: Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция, детский парк и др. Рассмотрим классификацию учреждений дополнительного образования подробнее. Центр, как учреждение дополнительного образования,– многопрофильное и ...