Материалы » Упражнения как способ формирования специальных лексических умений и навыков учащихся на уроках иностранного языка » Цель обучения лексике

Цель обучения лексике

Страница 1

Уточнение состава лексических единиц и задач обучения лексике позволяет сформулировать главную практическую цель словарной работы в школе: рецептивное и репродуктивное овладение учащимися словами, устойчивыми словосочетаниями и клишированными оборотами в ходе формирования их реального и расширения потенциального словарного запаса, а также развитие лексической догадки в интересах обучения говорению, чтению и аудированию на иностранном языке. Кроме того, в средней школе в ходе овладения лексикой решаются также общеобразовательные задачи. Хотя на уроках ИЯ не происходит ознакомление с новыми понятиями, было бы неправильно полагать, будто его изучение лишено образовательной ценности: последняя состоит не столько в овладении новыми понятиями, сколько в обогащении существующих. Так, усваивая иноязычную лексику, учащийся сталкивается с новым способом обозначения понятий известных ему из прошлого опыта и закреплённых родным языком. Перед ним раскрываются новые способы членения иностранным языком явлений окружающей действительности с помощью своеобразной сетки лексико-семантических отношений свойственных этому языку. Ознакомление с новым способом обозначения понятий стимулирует их более всестороннее и глубокое осмысление, в том числе и в ходе явных и неявных сравнений изучаемых лексических единиц с эквивалентными единицами родного языка.

Следующая задача обучения лексике – воспитательная. Можно заметить, что в полной мере воспитательное воздействие на учащихся проявляется лишь при обучении их речевой деятельности, когда воспитывает не одно слово, а законченная мысль. Хотя это вполне справедливо, однако не следует упускать из виду, что для выражения социально значимого содержания мало одного лишь замысла, нужен достаточный запас языковых средств. Решение воспитательных задач требует включения в наличный словарь учащихся семантически ценных слов, соответствующих ситуативной и тематической направленности их речи, способствующих решению коммуникативных задач, реализации воспитательных аспектов обучения.

Виды лексических знаний

Исходя из описанных свойств лексических единиц, можно уточнить виды лексических знаний. К ним относятся:

фонетические, необходимые для развития произносительных навыков на основе слухомоторных образов лексических единиц;

знания в области графики и орфографии для написания слов и их распознавания в тексте на основе словесных зрительно-графических образов;

знания в области грамматики, связанные с образованием словоформ;

знания семантики изучаемых лексических единиц, необходимые для образования осмысленных словосочетаний;

знания, связанные с правилами сочетаемости данных слов в ИЯ, которые часто совпадают с их сочетаемостью в родном, что представляет собой главную трудность словоупотребления.

Однако, как уже отмечалось, усвоение лексических знаний - лишь первый и не самый главный шаг в овладении лексикой. Основной центр тяжести приходится на развитие лексических навыков.

Виды лексических навыков

Поскольку лексика употребляется как в ходе репродукции при говорении и письме, так и в ходе рецепции при аудировании и чтении. Необходимо различать репродуктивные и рецептивные лексические навыки. Навыки – это закреплённые операции с материалом (в данном случае лексическим).

Рассмотрим состав лексических операций, входящих в различные виды речевой деятельности.

При репродукции к составу лексических операций относятся:

Нахождение в долговременной памяти и актуализации нужной лексической единицы по мгновенному импульсу, исходящему из речевого центра и связанному с намерением что-то высказать, благодаря которому формируется содержание высказывания;

Сочетание между собой «найденных», таким образом и включённых в оперативную память лексических единиц с соблюдением правил лексической и грамматической сочетаемости соответствующих норме данного языка;

Применение лексических единиц (путём их произношения или написания) в составе синтагмы и фраз (внешне - речевое воспроизведение).

При рецепции выполняются следующие лексические операции:

Узнавание и вычленение лексических единиц из речевой цепи в процессе слушания (чтения);

Семантизация лексических единиц (с учётом их синтагменной, фразовой и сверхфразовой аранжировки);

Объединение (интеграция) лексических значений в ходе формирования синтагменного, фразового и сверхфразового смысла.

Следует отметить, что установление данных лексических операций носит условный характер, т.к. отдельные операции часто сливаются, а выполнение одной бывает связано с другими или ими обусловлено, тем не менее, каждая из них представляется реальной и может быть вычленена при анализе речевого процесса.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Самоанализ результатов педагогической деятельности по данной проблеме
В процессе чтения и изучения поэтического произведения перед учителем встают две задачи: раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения, помогая тем самым его воздействию на учащихся; формировать умения учащихся в области восприятия и оценок стихотворения, их читательские качества. В решен ...

Планирование межпредметных связей
Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных план ...

Воспитание патриотизма как основа воспитания чувства гражданственности у детей дошкольного возраста
Чрезвычайно важным в проблемы воспитания чувств гражданственности является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в об ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru