Материалы » Практическое исследование социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению в УДО

Практическое исследование социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению в УДО

Весь ход развития человечества, в том числе и педагогической мысли, наглядно показывает, что человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в определенных социокультурных условиях. В связи с этим, особую важность приобретает одна из важнейших функций образования − социализация ребенка, под которой понимается приобщение индивида к культуре, ее ценностям и нормам, что обеспечивает выполнение человеком своих социальных ролей − гражданина, работника, родителя и т.д. Организация процесса социализации предполагает полноценное использование всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество в целях формирования личности адекватной требованиям общества. Противоречия, возникающие в процессе социализации ребенка, требуют сегодня от него выбора того общественного института, где он наиболее полно обогатится социальным опытом и реализует себя как личность.

Среди общественных институтов воспитания особое место занимают учреждения дополнительного образования детей (УДО), т.к. они представляют собой гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых.

Психологической науке известно, что основной ведущей деятельностью детей подросткового возраста является стремление к разнообразным формам общения. А поскольку позитивной стороной девиантного поведения, как отмечают психологи, является социальное творчество, которое выступает механизмом общественного развития, т.е. такая деятельность, которая не ограничивается воспроизведением известного (вещей, идей, отношений), а порождает нечто новое, оригинальное (качественно новые материальные и духовные ценности), то именно дополнительное образование может помочь подросткам в реализации этого потенциала.

Использование этой особенности позволит предоставить подросткам решить жизненно важные для них проблемы социализации, образования, организации досуга, выбора круга общения, выбора жизненных ценностей и ориентиров, профессионального и личностного самоопределения, саморазвития и самореализации. Отсюда следует, что главным специалистом, который окажет помощь в решении перечисленных проблем, является социальный педагог в УДО.

Таким образом, тема дипломного исследования «Особенности работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению, в УДО» является актуальной и значимой.

Цель исследования:

изучить особенности работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению, в УДО; разработать и апробировать профилактическую программу социально-педагогической деятельности с данной категорией детей в УДО.

Объектом исследования:

девиантное поведение подростков.

Предметом

исследования:

особенности работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению, в учреждении дополнительного образования.

Гипотеза

исследования:

можно предположить, что индивидуально-психологические особенности у подростков (склонность к конфликтности и агрессивности, эпилептоидная и лабильная акцентуация характера) негативно влияют на взаимоотношения с педагогами, друзьями и родителями.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;

2. Описать историю возникновения дополнительного образования детей в России;

3. Проанализировать деятельность социального педагога в УДО;

4. Раскрыть понятие «девиантное поведение», описать причины девиантного поведения;

4. Изучить формы и методы работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению, в УДО;

5. Изучить особенности работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению, в учреждении дополнительного образования;

6. Подобрать методы и методики исследования;

7. Провести практическое исследование социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению, в УДО;

8. Разработать и апробировать профилактическую программу социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению, в УДО;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования

: прямое и косвенное наблюдение, опросные методы (беседа, анкетирование); системный анализ; сравнение, обобщение.Методики исследования:

− Методика на выявление агрессивных форм поведения А. Басса и А. Дарки;

− Тест определения склонности к риску Шуберта;

− Анкета на выявление девиантного поведения подростков;

− Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко на выявление акцентуаций характера у подростков.

Методологическая база исследования:

− Теория взаимосвязи школы с социальным окружением (ясли, детские сады, школы, клубы, трудовые коммуны) С.Т. Шацким, В.Н. Сорока-Росинский, А.А. Фортунатовым, Л.К. Шлегером, Л.Д. Азаревичем, А.С. Макаренко и другими педагогами;

− Теория аномии, распада социальных норм Э. Дюркгейма, Р. Мертоном и др.

Теоретическая значимость исследования

состоит в том, что обобщен и систематизирован материал по проблеме исследования.

Практическая значимость исследования

заключается в том, что разработана профилактическая программа социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению, в УДО, которая может быть использована специалистами различных социозащитных и других учреждений.

База исследования:

Муниципальное Учреждение Дополнительного Образования детей – Детский Дом Творчества (МУДОд – ДДТ) г. Аркадак Саратовской области,

Структура работы:

дипломное исследование состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, библиографического списка, приложения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профилактическая программа социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению, в учреждении дополнительного образования.

2. Предположение о том, что индивидуально-психологические особенности подростков (склонность к конфликтности и агрессивности, эпилептоидная и лабильная акцентуация характера) негативно влияют на взаимоотношения с педагогами, друзьями и родителями.

Другая информация:

Система упражнений для обучения диалогической речи
Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого. При обучении диалогической речи нужно развить следующие умения: Запросить информацию, уметь задать вопрос. Ответить на вопрос собеседника. Понять на основан ...

Особенности состояния словаря синонимов
Далее было проведено исследование словаря синонимов. Наиболее сложными для детей экспериментальной группы были слова: «дремучий» - подбирались такие слова, как «дремлет», «древний» и т.д.; «знойный» - «злобный», «злючий», «зимний» и т.д.; «мужественный» - «мужчина», «муж», «мужик» и т.д. Данное зад ...

Особенности обучения грамматике английского языкав младшем школьном возрасте
Грамматика наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи. Современный токовый словарь определяет грамматику, как раздел языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания. Умение грамо ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru