Исследование проводилось на базе Муниципального Учреждения Дополнительного Образования детей – Детском Доме Творчества (МУДОд – ДДТ) г. Аркадака Саратовской области, среди подростков, занимающихся в детском доме творчества. Всего в количестве 3 человек. Возраст детей 14–15 лет. Критериями отбора подростков выступали:
1. у подростков встречаются частые пропуски учебных занятий;
2. совместно посещают кружок по интересам;
3. постоянно вступают в конфликт с педагогами, другими подростками, занимающимися в данном кружке.
Цель исследования
: проанализировать особенности работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению и разработать профилактическую программу социально-педагогической деятельности с данной категорией детей в УДО.
Объект исследования:
девиантное поведение подростков.
Предмет исследования:
особенности работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению.
Задачи исследования:
1. Констатировать определенные неблагополучия в поведении подростков;
2. Изучить девиантные проявления личности подростков.
3. Проанализировать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностики.
4. Разработать и внедрить профилактическую программу социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
1. Изучение документации (характеристик, социальных паспортов, личных дел подростков).
2. Наблюдение, позволяющее изучить поведение подростков в УДО, его индивидуальные особенности.
В процессе исследования были использованы следующие методики:
1. Опросник А. Басса и А. Дарки
Цель «выявить проявления агрессии и враждебности».
Для того, чтобы использовать количественные характеристики при изучении уровня проявления агрессии и враждебности подростков, в группе применяется опросник Басса − Дарки, который позволяет проводить оперативную диагностику по следующим видам агрессивных реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия (агрессия, направленная окольным путем).
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что совершает злые поступки, а так же ощущаемые им угрызения совести.
Реакции 5 и 6 можно определить как враждебные, реакции 1,2,7 – как агрессивные. К особым реакциям отнесены реакция «Раздражение», «Негативизм» и «Чувство вины» (3,4,8), без которых анализ враждебных и агрессивных реакций был бы недостаточно полным.
С этой целью подросткам предлагается ответить на 75 утверждений «Да» или «Нет», среднего значения не предусмотрено. Ответы вносятся в специальную таблицу. Подсчет суммы баллов по каждому из видов реакций испытуемого осуществляется с помощью кода ответов.
2. Тест определения склонности к риску
Шуберта
.
Цель «определить уровень склонности к риску».
Данная методика включает 10 вопросов, которые предполагают 5 вариантов ответов («да»; «скорее да, чем нет»; «трудно сказать, как бы поступил»; «скорее нет, чем да»; «нет»), учащиеся выбирают нужный вариант, отмечая его в таблице. Каждый ответ предполагает определенное количество баллов. Набранная сумма баллов по всем вопросам дает представление об уровне склонности подростка к риску.
3.
Анкета на изучение девиантного поведения подростков
(Приложение 3).
Анкета, разработанная институтом психологии, педагогики и социальной работы ДВГУ, является социологическим исследованием.
Цель: изучение девиантного поведения подростков.
Данная анкета включает 11 вопросов, на которые необходимо дать различные варианты ответов, затем отметить любым условным обозначением свой вариант. Кроме того, в анкете можно предложить варианты ответов, не предусмотренные исследователем.
Другая информация:
Особенности методики проведения подвижных игр средней группы
В результате воспитательной работы, проведенной в предыдущих группах, движения детей становятся более координированными. В играх, рекомендуемых для детей средней и старшей групп, увеличивается расстояние для бега, метания, высота для прыжков и лазанья; подобран ряд игр, упражняющих в ловкости, смел ...
Научно - практические конференции учащихся по химии
Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности, наиболее отчетливо выступающие при сопоставлении их с химическими вечерами. Основной элемент конференции – доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом. В отличие о ...
Реализация педагогических условий эффективного формирования
обществоведческих знаний у третьеклассников
На основе результатов констатирующего эксперимента и для подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо проведение формирующего эксперимента. С декабря 2009 г. по май 2010 г. был проведён формирующий эксперимент. Цель эксперимента: реализация педагогических условий по формированию обществоведческих з ...