Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Педагогические технологии обучения географии

Педагогические технологии обучения географии

Страница 2

Педагогическая технология обучения основана на идее полной управляемости учебным процессом. Однако ее нельзя отождествлять с каким-то механическим алгоритмом, так как все действия не могут быть жестко детерминированы. Проектирование педагогической технологии опирается на научно обоснованные педагогические закономерности и заключается в разработке программы воздействия на деятельность учащихся через выделение в процессе обучения последовательных этапов, операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов.

В отличие от педагогической технологии традиционная методика допускает не очень жесткую постановку целей и не предполагает полной управляемости учебным процессом. Обучающие операции в методике — это область педагогического творчества учителя, обратная связь часто слаба, а оценка учебных достижений школьников нередко субъективна. Применяя технологии, педагоги стремятся оптимизировать взаимодействие с учащимися, детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.

Основная цель педагогических технологий — организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации обучения, которая направлена на обеспечение планируемых результатов. Технология обучения предписывает учителю планировать виды и способы деятельности учащихся, предполагать их возможные затруднения, мыслительные ходы, планировать предполагаемые ответы на познавательные вопросы, т. е. видеть учебный материал глазами учащихся. Все это дает учителю возможность соотнести обучающие процедуры с возможным ходом учебной деятельности, т. е. построить сценарий учебного процесса.

Основными чертами педагогических технологий являются концептуальность, системность, управляемость, воспроизводимость и эффективность.

Концептуальность. Каждая педагогическая технология должна опираться на научную концепцию (включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование) и разрабатываться под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежат ценностные ориентации и целевые установки авторского коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата. Однако следует отметить, что по сравнению с традиционной методикой цели педагогических технологий более узконаправленные. Так, например, основная цель коммуникативно-диалоговой технологии — развитие коммуникативных качеств личности школьников. Именно этой генеральной цели подчиняется весь сценарий процесса обучения; остальные цели носят частный характер.

Системность. Любая технология представляет собой систему, состоящую из трех структурных блоков: 1) концептуальная основа; 2) содержательная часть (общие и частные цели обучения, содержание учебного материала, на котором строится технология); 3) процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, деятельность учителя по управлению процессом обучения, диагностика учебного процесса). Структурные блоки педагогической технологии тесно взаимосвязаны и являются целостной системой. Если какой-либо из блоков отсутствует или недостаточно разработан, то проект нельзя считать доведенным до уровня педагогической технологии. В противном случае его внедрение в практику работы школы может привести к неожиданным, незапланированным результатам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Методические особенности применения упражнений при формировании лексических умений и навыков учащихся 7 класса
Изучив и проанализировав сложившуюся ситуацию по проблеме исследования, можно прийти к выводу, что необходимым является создание сборника упражнений. В процессе исследовательской деятельности, мы выявили наличие литературы теоретического характера, рекомендаций и разработок по данной проблеме сущес ...

Роль и место лабораторно-практических работ в дисциплине «Технологический практикум»
Технология определяется как наука о преобразование и использование материи, энергии информации в интересах и по плану человека. Средствами курса «Технология» предполагается, формирование у студентов качеств: творческой, думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. Они необходимы д ...

Положение о методическом объединении учителей-предметников
1. Состав методического объединения определяется соответственно специализации членов педагогического коллектива. 2. Из состава членов методического объединения директором школы или его заместителем по учебной работе рекомендуется руководитель, который утверждается на педагогическом совете. 3. Члены ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru