Одной из первых технологий личностно-ориентированного обучения является разработанная американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б. Блумом технология полного усвоения знаний. Суть этой технологии сводится к тому, что все обучаемые (99%) способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного времени, т. е. при правильно подобранных условиях обучения. Понятно, что для реализации данной технологии требуется существенная реорганизация традиционной классно-урочной системы, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание и условия труда, что в данный момент не представляется возможным. Однако на основе технологии полного усвоения знаний была разработана адаптированная к условиям классно-урочной системы технология дифференцированного (разноуровневого) обучения.
К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения или коллективного способа обучения (КСО). Главным признаком этой технологии является организация учебной работы школьников в парах, что способствует развитию у них самостоятельности и коммуникативных умений.
Элементы рассмотренных выше личностно-ориентированных технологий обучения были интегрированы в технологию модульного обучения, сущность которой состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с определенной помощью учителя достигает конкретных целей обучения в процессе работы со специально разработанным модулем — функциональным блоком, включающим содержание и способы овладения этим содержанием.
Внедрение в практику работы учителя личностно-ориентированных технологий предполагает выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, т. е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности1.
В рамках обучения географии главный результат использования личностно ориентированных технологий заключается в преобразовании индивидуальной картины мира ученика при ее взаимодействии с научно-географической. Особое внимание уделяется саморазвитию и самовоспитанию учащихся. Задача учителя при этом заключается в выявлении интересов ученика по отношению к содержанию, виду и форме подачи учебного материала, мотивации его изучения, предпочтений ученика по отношению к видам деятельности.
В процессе реализации технологий личностно-ориентированного обучения целесообразно соблюдать следующие условия: 1) делить учебный материал на смысловые блоки и ставить к каждому из них познавательные учебные задачи (иногда проблемного характера), создающие у школьников потребность в познании; 2) формировать у школьников учебно-познавательные мотивы, так как реальный смысл учения определяется для них не столько целями, сколько мотивами, отношением их к предмету; 3) ставить познавательные учебные задачи, которые определяют направленность деятельности учащихся на учебные открытия, фиксацию и усвоение новых способов деятельности; 4) реализовать учебные задачи посредством создания проблемных ситуаций, интеллектуального затруднения.
Среди технологий объяснительно-иллюстративного и личностно-ориентированного обучения наиболее известна методика (технология) формирования приемов учебной работы, изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников географии.
Другая информация:
Исследование и выявление особенностей
диалогической речи дошкольников 5-6 лет
При подборе методов изучения мы исходили из положения, что в наборе методик должен соблюдаться принцип системности и теоретической обоснованности, чтобы методики выполняли единую цель. Наше исследование проводилось на базе детского сада компенсирующего вида МДОУ д/с №25 г. Новосибирска и МДОУ детск ...
Формы и методы совместной работыУДО и семьи
Функции каждого воспитательного института социально обусловлены. Перед институтами общественного воспитания стоит важная и ответственная задача обеспечения влияния на семью, помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. До сих пор многие считают ...
Причина педагогического конфликта и его особенности
Взаимодействие учителя с учениками организуется через разрешение педагогических ситуаций. По Н.В. Кузьминой педагогическая ситуация – это «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношения и взаимоотношения учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения и способах воздейств ...