Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Педагогические технологии обучения географии

Педагогические технологии обучения географии

Страница 4

Одной из первых технологий личностно-ориентированного обучения является разработанная американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б. Блумом технология полного усвоения знаний. Суть этой технологии сводится к тому, что все обучаемые (99%) способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного времени, т. е. при правильно подобранных условиях обучения. Понятно, что для реализации данной технологии требуется существенная реорганизация традиционной классно-урочной системы, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание и условия труда, что в данный момент не представляется возможным. Однако на основе технологии полного усвоения знаний была разработана адаптированная к условиям классно-урочной системы технология дифференцированного (разноуровневого) обучения.

К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения или коллективного способа обучения (КСО). Главным признаком этой технологии является организация учебной работы школьников в парах, что способствует развитию у них самостоятельности и коммуникативных умений.

Элементы рассмотренных выше личностно-ориентированных технологий обучения были интегрированы в технологию модульного обучения, сущность которой состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с определенной помощью учителя достигает конкретных целей обучения в процессе работы со специально разработанным модулем — функциональным блоком, включающим содержание и способы овладения этим содержанием.

Внедрение в практику работы учителя личностно-ориентированных технологий предполагает выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребенка путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, т. е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности1.

В рамках обучения географии главный результат использования личностно ориентированных технологий заключается в преобразовании индивидуальной картины мира ученика при ее взаимодействии с научно-географической. Особое внимание уделяется саморазвитию и самовоспитанию учащихся. Задача учителя при этом заключается в выявлении интересов ученика по отношению к содержанию, виду и форме подачи учебного материала, мотивации его изучения, предпочтений ученика по отношению к видам деятельности.

В процессе реализации технологий личностно-ориентированного обучения целесообразно соблюдать следующие условия: 1) делить учебный материал на смысловые блоки и ставить к каждому из них познавательные учебные задачи (иногда проблемного характера), создающие у школьников потребность в познании; 2) формировать у школьников учебно-познавательные мотивы, так как реальный смысл учения определяется для них не столько целями, сколько мотивами, отношением их к предмету; 3) ставить познавательные учебные задачи, которые определяют направленность деятельности учащихся на учебные открытия, фиксацию и усвоение новых способов деятельности; 4) реализовать учебные задачи посредством создания проблемных ситуаций, интеллектуального затруднения.

Среди технологий объяснительно-иллюстративного и личностно-ориентированного обучения наиболее известна методика (технология) формирования приемов учебной работы, изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников географии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Организация работы по использованию наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка
Одним из центральных понятий начального курса математики является понятие натурального числа. Оно трактуется как количественная характеристика класса эквивалентных множеств. Это понятие раскрывается на конкретной основе в результате практического оперирования множествами и величинами. При изучении ...

Положение о методическом объединении учителей-предметников
1. Состав методического объединения определяется соответственно специализации членов педагогического коллектива. 2. Из состава членов методического объединения директором школы или его заместителем по учебной работе рекомендуется руководитель, который утверждается на педагогическом совете. 3. Члены ...

Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»
В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических работ в познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru