Образовательный процесс, при котором учитываются индивидуальные различия детей, их интересы, возможности, склонности и способности, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса - дифференциацией. Цели дифференциации обучения:
- с психолого-педагогической точки зрения - в индивидуализации обучения, основанной на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика;
- с дидактической точки зрения - в решении назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на принципиально иной мотивационной основе;
- с социальной течки зрения - в целенаправленном воздействии на формирование творческого, интеллектуального, профессионального общества в целях рационального использования каждого члена общества.
В педагогической литературе различают два близких термина «внутренняя дифференциация» и «внешняя дифференциация».
Внутренняя дифференциация предполагает различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (классе), подобранной по случайным признакам. Она основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся, проявляющихся в вариативности темпа изучения материала, дифференциации учебных заданий, выборе разных видов деятельности, определении характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно деление учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.
Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учета индивидуальных особенностей учащихся, так и в форме системы уровневой дифференциации.
Особенность внутренней дифференциации на современном этапе - ее направленность не только на слабоуспевающих детей, что традиционно для школы, но и на одаренных детей.
Под внешней дифференциацией понимается создание на основе определенных принципов отбора (например, на основе интересов, склонностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам требования различаются.
Внешняя дифференциация может осуществляться либо в рамках селективной (жесткой) системы, например, выбор профильного класса или класса с углубленным изучением определенных предметов, либо в рамках элективной (гибкой) системы, например, свободный выбор учебных предметов для изучения на базе инвариантного ядра образования. Сущность внешней дифференциации заключается в максимальном развитии склонностей и способностей школьников в избранной области знаний.
Различие профильного и углубленного изучения лежит в глубине соответствующих курсов, охвате ими контингента школьников.
Углубленное изучение предполагает достаточно продвинутый уровень подготовки школьников, который позволяет достичь высоких результатов и вместе с тем ограничивает число учащихся. Профильное же обучение мыслится как более демократичная и широкая форма дифференциации обучения на старшей ступени. В каждом из профилей преимущественное внимание уделяется группе профилирующих предметов, на которые отводится существенная доля общей учебной нагрузки. Тем самым для профилирующих предметов компенсируются потери учебного предмета за счет общего сокращения учебной нагрузки.
Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Уровневая дифференциация, сохраняя многие черты традиционной технологии, содержит и ряд принципиально новых моментов. Наиболее существенным из них является введение базового уровня обязательной общеобразовательной подготовки, определенного государственными образовательными стандартами. Базовый уровень определяет и задает обязательные результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Он выполняет несколько функций:
- обеспечивает возможность построения различных моделей школы посредством диалектического разрешения противоречия между требованиями единства и многообразия школ;
Другая информация:
Виды, формы и методы внутришкольного контроля
Проблема классификации видов, форм и методов внутришкольного контроля в настоящее время остается дискуссионной, что является подтверждением актуальности данной проблемы в теории и практике и продолжающимся поиском ее оптимального решения. В книге М.Л.Портнова «Труд руководителя школы» выделяются тр ...
История развития дошкольной педагогики в г. Перми
Как мы уже отметили выше, становление и развитие общественного дошкольного воспитания как в России в целом, так и на исследуемой территории предопределялось целым рядом факторов. В историческом аспекте это, прежде всего, особенности экономического развития страны и края, степень благосостояния обще ...
Музыкальное мышление: многоуровневость исследования
Мышление (англ. – thinking; немец. – denkens; франц. – pensee), в общем виде, определяется как процесс обобщённого отражения действительности, возникший из чувственного познания на основе практической деятельности человека. Будучи сложным социально-историческим феноменом, мышление изучается многими ...