Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Педагогические технологии обучения географии

Педагогические технологии обучения географии

Страница 6

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умения вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем и вопросов для организации учебного спора, например, «Карта — правильное или кривое зеркало?», «Ветер — друг или враг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы у атомной энергетики?», «Грозит ли Земле перенаселение?». Применять технологию коммуникативно-диалоговой деятельности учителю помогает богатый методический аппарат многих учебников географии. Задачами учителя являются разработка сценариев и содержания дискуссий (надо помнить, что для организации полноценной дискуссии необходимо привлечение дополнительных источников географической информации), а также специальное обучение школьников правилам ведения дискуссии.

Модульная технология также применима в обучении географии. Эта технология разработана на основе технологий полного усвоения знаний, дифференцированного обучения и коллективного взаимообучения. Модулем называют особый функциональный узел, в котором объединено содержание учебного материала и технология овладения им. Внутри модуля (урока), учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указаны: цель усвоения определенного учебного материала, источники информации, способы овладения материалом, вид оформления результатов работы. В этих же инструкциях приводятся задания для проверки и самопроверки (чаще в форме тестов).

В последние годы в практике работы школы все больше внимания уделяют давно забытым методам обучения. Учителя географии чаще стали обращаться к методу проектов, который называют технологией проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности школьников чаще всего на основе краеведческой работы, например, составление проектов развития малых городов, где побывали ребята, проектов развития зеленых зон микрорайона школы и т. д.

Под развивающим обучением понимают такое построение системы обучения, при котором усвоение учебного материала, воспитание культуры и развитие интеллекта учеников являются составными частями единого процесса. При этом усвоение знаний служит средством для достижения основных целей — развития творческого отношения к деятельности, формирования общеучебных умений, овладения средствами и способами мышления, развития качеств личности школьника, его воображения, памяти, воли, эмоциональной сферы, культуры общения. Среди технологий развивающего обучения в методике географии применяется технология проблемного обучения. Основными методами работы учителя в режиме развивающего обучения являются частично-поисковый и проблемный. Смысл технологии состоит в обучении школьников самостоятельному решению проблемных учебных задач, в ходе которого происходит не воспроизведение образцов, заданных учителем, а самостоятельное добывание знаний. В содержании практически всех тем и разделов курсов школьной географии существует большое количество логических и научных проблем, способствующих организации проблемного обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Технология применения логических опорных конспектов
В основе технологии лежит идея опоры на зрительный образ, которая широко распространена в практике работы учителей географии. На уроках географии применяются опоры словесные (яркие образные рассказы, описания, в том числе отрывки из художественных произведений), графические (схемы, рисунки, таблицы ...

Структура и содержание элективного курса «Основы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики»
Изучение вероятностно-статистического материала продиктовано самой жизнью. Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях и производственной деятельности. Вероятностный характер многих явлений ...

Анализ рассказов А.П. Чехова "Хамелеон" и "Злоумышленник"
Рассказ "Хамелеон" (1884 г) был впервые напечатан в юмористическом журнале "Осколки". Как во многих других рассказах этого времени ("Толстый и тонкий", "Смерть чиновника", "Торжество победителя", "Маска" и др.), "Чехов разоблачал в не ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru