Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Педагогические технологии обучения географии

Педагогические технологии обучения географии

Страница 5

Давно в процессе обучения географии применяется технология листов опорных сигналов, или логических опорных конспектов (ЛОС или ЛОК). О роли логических связей в обучении географии писал еще Н. Н. Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивать у них умение работать самостоятельно, индивидуальные способности, а также помогают осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Эта технология хорошо разработана учителями-практиками, опубликовано немало статей и даже книг для учителя, где представлены опорные конспекты по целым курсам школьной географии.

Достаточно полно разработана и технология формирования учебной деятельности школьников, которая реализована в большинстве учебников географии, раскрыта в статьях из опыта работы учителей, опубликованных на страницах журнала «География в школе». Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся, направленная на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Если традиционная методика описывает, что должен делать учитель, то технология формирования учебной деятельности предписывает, как школьник должен решать учебную задачу. Такая задача ставится перед учениками в начале урока, решается по ходу урока, а результаты усвоения материала, произошедшего в ходе решения задачи, проверяются в конце урока с помощью тестов. Таким образом, технология формирования учебной деятельности предполагает, что учитель создает систему учебных задач по какому-либо курсу, разделу или теме, разрабатывает проекты организации своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников, подготавливает тестовые задания. Систему учебных задач и тестов можно заимствовать из методических пособий (практикумов, сборников оценки качества подготовки выпускников школы и т. п.).

Технология дифференцированного обучения также хорошо известна в методике географии. При ее применении учащиеся класса в соответствии со своими типологическими особенностями делятся на условные группы. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности (запас знаний, умений, опыта творческой деятельности, приобретенный до изучения того или иного курса), степень обучаемости (индивидуальные качества личности), интерес к изучению предмета, личность учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также материал для диагностики результатов обучения. Таким образом, и учебный материал, и способ его изучения адаптируются к каждой группе учащихся, что положительно влияет на результаты обучения.

В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности. Однако ее реализация чаще всего эпизодична и не выстраивается в четкую систему организации познавательной деятельности учащихся. Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условиях серьезной подготовки и активности и учеников, и самого учителя. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, прописан ход игры, предложены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов игры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Практическое изучение взаимодействия учителя с родителями
С целью изучения деятельности классного руководителя нами было проведено исследование в шестом классе средней общеобразовательной школы № 47 города Омска, чтобы выявит процесс деятельности классного руководителя с родителями. Данное исследование проводилось в 6а классе, в котором насчитывается 20 ч ...

Психологическая и лингвистическая характеристика диалогической речи
Диалог - генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения («Я и собеседник»). Специфика этого взаимодействия в коммуникативном плане заключается в том, что в его основе лежит диалогическое единство: выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что находит отражение в ст ...

Развитие познавательной активности
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru