При личностном подходе существование индивидуальных различий среди детей есть необходимое условие достижения поставленной цели – обеспечить развитие каждого ученика как неповторимой личности. В личностно-ориентированной системе образования принцип индивидуализации является не пустой декларацией, а основополагающим моментом построения образовательной среды, вся практическая реализация которого подчинена целям и ценностям такого образования. Образовательная среда призвана поощрять детей к индивидуальному самовыражению; стимулировать их развитие на основе индивидуальных интересов и потребностей, способствовать становлению (посредством овладения ЗУНами) важнейших личностных свойств, необходимых для жизни в современном быстро меняющемся мире.
Такая образовательная среда должна соответствовать трем основным принципам:
вариативности (возможности свободного выбора детьми средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив);
гибкости (возможности педагога гибко изменять план своего воздействия на ученика);
открытости (готовности учителя использовать возникшие у детей идеи и предложения в совместной деятельности: в ходе урока, проводимых школьных мероприятий и т.д.).
Итак для того чтобы образовательный процесс, знания стали личностно значимыми для ребенка, необходимо, чтобы его деятельность рождалась благодаря внутренней мотивации, при гуманистическом отношении педагога к нему. Тогда ребенок будет находиться в позиции субъекта личностно значимого учения и его личностное развитие, развитие всех его потенциальных возможностей станет естественным результатом обучения.
Следовательно, задачами педагога по реализации личностно-ориентированного подхода являются:
создание демократического, гуманистического стиля взаимоотношений с учеником;
организация личностно значимого для ребенка образовательного процесса посредством развития внутренней мотивации учащихся, придания личностного смысла обучению и становлению их субъектной позиции [12].
Основной целью реализации личностно-ориентированного подхода в обучении является создание условий для саморазвития потенциальных возможностей детей.
Средства достижения учителем этой цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Задачами такого обучения становятся:
осознание ребенком своей сущности, понимание и принятие себя таким, какой он есть.
создание условий для развития тенденции самоактуализации, саморазвития.
развитие умения использовать свой внутренний потенциал для решения реальных проблем.
формирование у учащихся ключевых компетенций с целью успешной жизнедеятельности в обществе.
развитие моральных способностей детей, которые являются основополагающим фактором становления демократического общества, безопасного сосуществования людей, их продуктивной совместной деятельности для достижения поставленных целей.
Другая информация:
Методы и приёмы развития связной письменной
речи в старших классах на уроках чтения
Общее нарушение интеллектуальной деятельности детей с проблемами в развитии приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй, связная ...
Совершенствование форм обучения в процессе реализации межпредметных связей
Использование межпредметных связей в практике обучения вызвало появление новых форм его организации, таких, как урок с межпредметными связями, комплексный семинар, комплексные экскурсии, межпредметные конференции, комплексные факультативы и др. при этом классно – урочная система, принятая в советск ...
Экологические особенности изучения темы «Аминокислоты»
Человеческое тело не может запасать белки, поэтому сбалансированное белковое питание требуется человеку каждый день. Взрослому человеку весом 82 кг требуется 79 г белка в день. Рекомендуется, чтобы при этом с белками поступало 10 - 12% всех калорий. L-триптофан - незаменимая аминокислота с обширным ...