Материалы » Влияние личностно-ориентированного подхода на развитие познавательной активности подростков на уроках БЖ » Методика и организация опытно-экспериментальной работы по реализации личностно-ориентированного обучения на уроках БЖ

Методика и организация опытно-экспериментальной работы по реализации личностно-ориентированного обучения на уроках БЖ

Страница 1

База исследования: исследование проводилось в 69 школе, в 7-х классах: 7 а и 7 б.

Характеристика классов: В одном классе (7 а) велись обычные уроки, в другом классе (7б) проводились уроки с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. В обоих классах в исследовании принимали участие по 20 человек.

Учащиеся в обоих классах характеризуются типичными возрастными особенностями: наблюдается рост интереса к вопросам морали, религии и эстетики; развивается интерес к психологическим переживаниям друг друга и к своим собственным; выдвигаются такие критерии, характеризующие отношение к делу, как добросовестность, старательность, усидчивость. На основе готовности к труду формируется осознанное стремление применить свои возможности, проявить себя.

Описание методики исследования:

Исследование проводится в 3 этапа:

контрольный этап, включающий анкетирование и наблюдение по методике Амонашвили Ш. А.,

формирующий этап, включающий проведение 5 уроков,

констатирующий этап, включающий повторные анкетирование и наблюдение.

Познавательная активность – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. Комплекс критериев сформированности познавательного интереса школьников включает в себя: познавательно-деятельностный, волевой и эмоциональный критерии.

Чтобы измерить познавательную активность учащихся было проведено анкетирование. Исследование проводилось два раза в каждом классе.

Все испытуемые получили инструкцию:

"Вам предстоит выполнить задание. Оно потребует от вас правдивости при ответе.

Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча, поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения".

Определение критериев оценки.

Анкета состоит из 20 вопросов открытого типа, содержит вопросы соответствующие следующим характеристикам деятельности учащихся: познавательной, деятельностной, эмоциональной, волевой.

Распределение баллов по уровням познавательной активности:

низкий уровень познавательной активности – 0-7 баллов;

средний уровень познавательной активности – 8-15 баллов;

высокий уровень познавательной активности – 16-20 баллов.

Чтобы оценить уровень познавательной активности было проведено наблюдение. На основе теоретического анализа литературных источников (Амонашвили Ш.А.; Фридман Л.М., Кулюткин Ю.Н., Селевко Г.К. и др.) выделен ряд компонентов познавательной активности, являющихся важным условием эффективности и активизации учебной деятельности. Выделенные нами компоненты как составляющие познавательной активности, представляют совокупность психолого-педагогических характеристик:

самооценка,

критическое отношение к себе,

организованность,

внимательность,

эрудированность,

любознательность,

инициативность,

эмоциональный интерес,

творческое мышление.

Так как в большинстве работ выделенные структурные компоненты относятся к категории критериальных характеристик познавательной активности, уровень развития познавательной активности у учащихся можно определить суммарным показателем степени их сформированности.

Наблюдение позволило оценить уровень и динамику проявлений компонентов познавательной активности. Оно осуществлялось методом экспертных оценок с оцениванием каждого из 9 компонентов познавательной активности в виде балльной оценки от 1 до 3 каждого ученика класса, учитывая, что 3 балла – самая высокая, 2 – средняя, 1 – низкая степень выраженности данного компонента, 0 – компонент не выражен.

Максимальное количество баллов – 27.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Наглядные пособия: классификация, практическое применение
В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников (работы М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, А. С. Пчелко, А. М. Пышкало, Л. Н. Скаткина и др.). Н. Л. Менчинская и М. И. Моро указывают на необходимость самостоятельного опер ...

Программа здоровьясбережения
В МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №8 «Теремок» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития работают 3 медицинские сестры, которые наряду с администрацией контролируют режим и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, организуют ...

Основные положения социальной защиты детства в РФ
Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правовог ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru