И.П. Павлов на основе многочисленных физиологических экспериментов пришел к интересному выводу о стереотипах: «Старый стереотип держится некоторое время, а затем уступает место новому, т.е. при повторении одного раздражителя получается, наконец, однообразный эффект. Но этим роль старого стереотипа, если он был хорошо зафиксирован, не кончается. Если теперь последний раздражитель не применяется некоторое время и затем вновь пробуется, то мы имеем не новый стереотип, а опять старый, следовательно, имеется некоторое наслоение стереотипов и соперничество между ними». Следовательно, классному руководителю необходимо создавать специальные педагогические ситуации для проявления и формирования конкретных качеств и свойств личности, ориентируясь при этом на лучшее. Что есть в ребенке, «подставлять» условия успеха, закреплять чувство радости, удовлетворения от производственных действий и поступков.
«Выпячивая» достоинства развивающейся личности (возможно, еще не проявленные), классный руководитель помогает в становлении и реализации индивидуального маршрута самообразования и самовоспитания школьников, в индивидуальных беседах побуждая учащихся к специальной деятельности по формированию определенных убеждений, качеств, черт, свойств, развивая самосознание как основу работы над собой.
В развитии самосознания психологи устанавливают три основных периода (этапа). На первом этапе подросток дает лишь описание собственного поведения и характера отношений с окружающими людьми. На втором этапе на основе анализа поведения ученик делает выводы о качествах своей личности; на третьем этапе он переходит к обобщению этих качеств и соотношению их с системой своего поведения.
Учитывая вышесказанное, при организации самовоспитания классный руководитель может использовать такую форму, как «Прием по личным вопросам» (Ш.А. Амонашвили), предоставив школьникам возможность регулярно общаться со взрослыми, неравнодушным к его проблемам.
Выстраивая подобным образом отношения с ребенком, классный руководитель, несомненно, «дойдет до каждого», станет действительно ключевой, ведущей фигурой в организации целостного педагогического процесса.
Рассмотрев методические пособия по педагогике и классному руководству, я сделала заключение, что индивидуальные работы со школьниками имеют особую роль в формировании и развитии человека как личности, сохранив при этом в нем духовно-нравственные и моральные ценности.
В соответствии с поставленной целью в начале исследования: определить понятие и получить представление индивидуальной работы классного руководителя с учащимися. Мною проанализированы следующие понятия:
Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог (исследователь, воспитатель, предметник), который является «центром» организации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность или на коллектив учащихся. Он просвещает родителей в области воспитания; является помощником в деятельности детских и юношеских объединений; координирует совместные усилия учителей-предметников, работающих в классе, а также психолога, социального педагога, вожатого (если таковые имеются в школе). Классный руководитель – ведущий, самый уважаемый, самый подготовленный специалист.
Личность - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
Индивидуальность ребенка – сложное образование, органически связанное с его возрастом, половым и нравственным развитием, становлением целостной личности. В связи с этим индивидуальная работа является очень важной частью педагогического процесса.
Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися – есть создание условий жизнедеятельности ребенка в коллективе, предусматривающих возможность каждого школьника быть непохожим на других.
Другая информация:
Особенности обучение подвижным играм в средней группе ДУ
Название игры: " Найди себе пару " Педагогическое значение: способствует развитию внимания, ловкости, сообразительности. Инвентарь: флажки двух цветов. Место проведения: спортивная площадка. Построение Содержание Правила ОМУ Для игры нужно приготовить флажки по количеству участников. Поло ...
Дозировка, повторность, усложнение и организация игр
Пи проведении игры воспитатель следит за тем, чтобы дети не переутомлялись, чтобы не было излишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему, которая выражается в том, что лица детей краснеют, дыхание сильно учащается, появляется покашливание; у некоторых детей утомление, наоборот, выражается в бледн ...
Применение дидактических игр на уроках математики
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподаватели, отдельными учениками, поскольку в процессе п ...