Логопедическое обследование направлено на выявление у детей сформированности грамматического строя речи. В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен, специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, и каких лексико-грамматических и фонетических проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время.
Цель нашего обследования выявить у детей сформированность грамматического строя речи.
Мы обследуем грамматический строй речи детей III уровня развития. Поскольку III уровень речевого развития характеризуется свободным пользованием фразовой речью, задача заключается в том, чтобы выявить пробелы в развитии грамматического строя речи. Не менее важным является понимание и правильная оценка того, что уже усвоено ребенком и в какой степени усвоено.
При проведении исследования были использованы приемы и методы предложенные в работах Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой.
Изучение грамматического строя речи у детей проводилось в д/с№68 г. Нижнекамска. В исследовании приняли участие 2 группы по 10 детей пятилетнего возраста: первая группа – контрольная (дети с нормальным речевым и интеллектуальным развитием), вторая – экспериментальная (по результатам обследования детей у психоневролога, отклонений в психическом развитии не отмечается, по заключению психолого-медико-педагогической комиссии был поставлен диагноз - ОНР III уровня, слух и зрение сохранны).
Нами было проведено исследование с целью выявления понимания детьми грамматических форм и их употребление в активной речи.
В ходе исследования у детей было проверено умение:
согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже;
образовывать уменьшительно - ласкательную форму существительного;
употреблять в речи предлоги.
Проведенное нами экспериментальное исследование состоит из трех этапов:
I.констатирующий эксперимент;
формирующий эксперимент;
контрольный эксперимент.
В ходе констатирующего эксперимента данной группе детей было предложено 5 заданий на формирование словоизменения и словообразования. В каждом задании было предусмотрено использование 10 слов-проб.
В первом задании детям предлагается согласовать прилагательные с существительным. Во втором задании необходимо образовать существительное множественного числа от существительного единственного числа именительного падежа. В третьем задании предусмотрено образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме при помощи суффиксов. В четвертом задании просматривается согласование числительных «один», «три» и «шесть» с существительными. В пятом задании отслеживается умение употреблять предлоги с существительными.
Для того чтобы определить успешность выполнения заданий нами, была применена двухбалльная система оценки. В каждом задании 10 проб, при правильном ответе на каждую из них дается оценка 2 балла. За правильный ответ после помощи 1 балл, за неправильный ответ - 0 баллов.
Таким образом, максимальное количество баллов за одно задание может быть равно 20, а за все пять заданий соответственно - 100 баллов. Чтобы вывести средний балл на каждого ребенка, нужно сложить результаты за все задания и полученную сумму разделить на количество заданий, т.е. 5. Далее необходимо полученный результат разделить на максимальное количество баллов за все задания, т.е. 100. Таким образом, мы получим процент выполнения заданий.
Другая информация:
Понятие общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. Впервые теоретическое обоснование о ...
История развития игрушки
Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Игрушка – это феномен (предмет) культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой и содержанием, значением и смысло ...
Современные классификации методов обучения
Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – это сердцевина учебного процесса. Ведь именно метод определяет, каким путём учитель будет преподносить знания. Метод обучения (от греч. Methodos) –буквально ...