Система занятий состоит из 3-х разделов:
1.Вводный этап (3 часа). Является начальным и подготовительным этапом к дальнейшему обучению. На данном этапе мы обучаем воспитанников умению устанавливать контакт, создаем условия для развития познавательной сферы воспитанника и коммуникативных умений. На первых занятиях важно развивать интерес к совместной деятельности. На занятиях организуется первый этап взаимодействия – выдвижение целей, вследствие этого мы выбрали такие формы организованного общения, как коммуникативный тренинг, групповая дискуссия. Поскольку данные формы позволяют создать условия для принятия групповых решений, планирование совместной деятельности.
2. Основной этап (7часов). На занятиях данного этапа организуется работа по обучению планирования взаимодействия и реализации намеченных планов. На данном этапе мы выбрали такие формы организованного общения, как коммуникативный тренинг, групповая дискуссия, коммуникативная игра. Поскольку данные формы позволяют создать условия для формирования и развития интеллектуальной, психологической и социальной готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии. Позволяют развивать коммуникативные умения воспитанников, умения организации совместной деятельности. Способствуют обучению навыкам конструктивного разрешения конфликтов и развитию познавательной сферы воспитанника, развитию интереса воспитанников к совместной деятельности, формированию умения договариваться со сверстниками.
3. Заключительный этап (2 часа). Данный этап направлен на обобщение, закрепление знаний, умений, навыков полученных во время занятий. На занятиях организуется работа по обучению анализа и подведение итогов проведенной работы. В соответствии с этим используются формы групповой дискуссии и коммуникативной игры. Также на данном этапе проводится диагностическая игра "Шторм". Целью, которой является выявить уровень готовности воспитанников к групповому взаимодействию.
Техника.
1. Временной интервал занятий составляет один академический час (45минут).
2. Частота встреч — два раза в неделю, в определенный день.
3. Обстановка предполагает проведение встречи в открытом кругу и специально оформленном помещении.
4. Система занятий предполагает открытость и добровольность участия ребят, а также наглядную информацию о проведенных занятий.
И так, с учетом результатов диагностики и с опорой на основные принципы построения воспитательной работы, мы определили цели, задачи, выстроили логическую структуру нашей системы занятий и наполнили ее конкретным содержанием.
При реализации системы занятий мы учитывали условия, в частности, условия учреждения дополнительного образования и занятость учащихся на других занятиях. Наши занятия проводились во второй половине дня.
На занятиях мы пытались создать необходимую среду, особенности которой связаны с условиями обучения групповому взаимодействию. Основные параметры этой среды: создание благоприятной эмоциональной атмосферы и безоценочное принятие детей.
В ходе занятий стимулировались проявления активности и самостоятельности, отношение к товарищам, степень включенности каждого учащегося в процесс работы.
В большинстве своем подростки проявляли интерес к занятиям, посещали их с удовольствием, охотно включались в работу. Этому способствовало создание положительного эмоционального фона в процессе занятий и актуальность темы занятий для данного возраста. На занятиях мы использовали такие формы организованного общения, как коммуникативный тренинг, групповая дискуссия, коммуникативная игра. Данные формы позволили создать условия для развития коммуникативных умений воспитанников, умений организации совместной деятельности. Способствовали обучению навыкам конструктивного разрешения конфликтов и развитию познавательной сферы воспитанников, развитию интереса воспитанников к совместной деятельности, формированию умения договариваться со сверстниками. В связи с чередованием видов деятельности, утомление и отсутствие интереса на занятиях практически не наблюдалось.
Мы поощряли спонтанное, естественное поведение воспитанников, проявление самостоятельности и инициативы, работу в группах, в парах.
Реализация программы осуществлялась в три этапа.
На первом, вводном этапе, мы обучали воспитанников устанавливать контакт друг с другом, с помощью упражнений "Приветствие", " Представление". Создавали условия для развития познавательной сферы воспитанников с помощью мини-лекций "Что такое общение?", " Виды общения". Способствовали развитию интереса к совместной деятельности с помощью игр " Липучка", " Интонация", "Почетный караул".
На втором, основном этапе, проводилась работа, направленная на развитие коммуникативных умений, например, с помощью упражнений "Эффективное общение", "Интересные новости", "Защита вождя краснокожих" и т.д. Для организации совместной деятельности, проводилась игра " Почетный караул". Для обучения навыкам конструктивного разрешения конфликтов для воспитанников было проведено два занятия "Конфликты со сверстниками", " Конфликты с учителями". В процессе занятий проходили беседы и мини-лекции на тему "Конструктивные способы выхода из конфликта" для развития познавательной сферы воспитанника. Здесь, так же как и на первом этапе, главную роль взял на себя педагог, ориентировал учащихся друг на друга, побуждая вступать во взаимодействие. На занятиях организуется работа по обучению планирования взаимодействия и реализации намеченных планов, например игра "Вести с полей".
Другая информация:
Динамика художественного развития школьника в процессе
изобразительно-творческой деятельности
«Чувствовать, знать и уметь – полное искусство», говорил П.П. Чистяков. Постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных п ...
Человек как предмет педагогической антропологии
Педагогическая антропология – это наука о развитии ребенка, его воспитании. Объектом педагогической антропологии являются отношения человек – человек, а предметом – ребенок. Для того чтобы понять этот объект и проникнуть в этот предмет, необходимо прежде всего разобраться с тем, что такое человек, ...
Учреждения общего образования
Тип “общеобразовательное учреждение” подразделяется на виды: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя (полная) общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; ц ...