Данные констатирующего эксперимента позволили нам сформулировать гипотезу: мы предполагаем, что обучать старших подростков групповому взаимодействию можно в процессе организованного общения в учреждениях дополнительного образования. Доказательству этой гипотезы посвящен формирующий эксперимент, целью которого является изучение возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
1.Разработать апробировать систему занятий по обучению групповому взаимодействию посредством организованного общения;
2.Оценить эффективность проделанной работы.
Формирующий эксперимент проводился на базе МОУДОД "Детский морской центр "Североморец" г. Северодвинска. При формировании экспериментальной группы и контрольной группы мы опирались на данные, полученные в результате проведения констатирующего эксперимента. Так, в экспериментальную группу вошла группа №1, уровень группового взаимодействия которой средний, и в состав которой входят учащиеся с низким уровнем взаимодействия. Так как мы выявили трудности группового взаимодействия на этапе выдвижения общих целей и этапе планирования взаимодействия, систему занятий необходимо разрабатывать с учетом этих трудностей. А так же в данную группу входят учащиеся с низким и средним уровнем сформированности коммуникативных умений. В соответствии с трудностями группы нами, разрабатывалась система занятий, обучающая групповому взаимодействию старших подростков.
Разрабатывая систему занятий, мы за основу взяли методику Е.В. Титовой " Клуб общения товарищей". В соответствии с составляющими системы: стратегия и тактика, логика и техника, разрабатывали систему занятий позволяющую обучать групповому взаимодействию подростков в выбранной нами группе. Занятия построены в соответствии с этапами обучения взаимодействию старших подростков. При разработке системы занятий, мы учитывали возрастные особенности старших подростков (см. 1.2.) и специфику учреждения дополнительного образования (см.1.1.) на базе которого проводился формирующий эксперимент.
Стратегия.
Цель: создать условия для обучения воспитанников гуманному демократическому взаимодействию.
Задачи:
1) формирование и развитие интеллектуальной готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии;
2) формирование и развитие психологической готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии;
3) формирование и развитие социальной готовности воспитанников к эффективному участию во взаимодействии.
Тактика.
При обучению групповому взаимодействию подростков предпочтительны следующие педагогические позиции:
"Тренер" — педагог обучает ребят взаимодействию, обогащая их коммуникативные знания и умения. Предполагаемая жесткость этой позиции смягчается тем, что и сам педагог участвует в организуемом им общении, поэтому точнее было бы назвать эту роль "играющий тренер".
"Организатор" — в отличие от коллективной творческой деятельности организованное общение планируется, готовится и проводится самим педагогом; чаще всего ребята включаются как субъекты лишь на этапе коллективного целеполагания и непосредственно во время самого общения. Однако организаторские функции можно частично передавать тем воспитанникам, которые наиболее успешно освоят навыки демократического взаимодействия.
"Фасилитатор" — для более успешного обучения взаимодействию педагог должен целенаправленно поддерживать гуманную атмосферу общения и стимулировать взаимоподдержку ребят.
"Демонстратор" — обучение взаимодействию в организованном общении происходит не только дидактическим путем, но и с помощью механизма подражания — сам педагог должен быть носителем тех норм и навыков общения, которые хочет привить воспитанникам, т.е. необходимо демонстрировать открытость, толерантность, эмпатию, доброжелательное внимание к каждому.
"Рядовой участник" — предыдущая позиция усиливается, если руководитель не только учит ребят и организует их общение, но и выполняет вместе с ними те или иные задания.
" Наблюдатель" — в процессе организованного общения очень важно устанавливать обратную связь, т. е, видеть, диагностировать влияние на ребят, их отношение друг к другу и к взаимодействию, отслеживать их социальный опыт и его динамику.
Важную роль при обучении взаимодействию играет позиция педагога. При проведении занятий мы выбрали позицию - "тренер".
Логика.
Разработанная система занятий представлена в Приложении 9. Готовность воспитанников к обучению групповому взаимодействию складывается из умений. На каждом этапе представленной системы занятий, мы учитывая критерии разработанные нами для оценки уровня готовности воспитанников, развивали определенные умения, соответствующие этапу организации взаимодействия.
Другая информация:
Виды кукольных театров
Среди театров кукол различают три основных типа: I. Театр верховых кукол управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах такого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не срываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста. В таких театрах используются перчаточные ...
Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания
у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Главное для детей с умственной отсталостью – это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям и другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и ...
Особенности распознавания семантически близких значений
Задания данной группы вызвали у детей, вошедших в экспериментальную группу, значительные затруднения. Детям сложно было найти лишнее слово, некоторые отвечали наугад и выбор свой никак не могли объяснить. Другие же пытались найти какое-то логическое объяснение своему решению. Так, например, в групп ...