На этапе планирования взаимодействия выявили, что высокий уровень взаимодействия у 40% группы (6 человек), средний уровень – 60% (9 человек), воспитанников с низким уровнем взаимодействия не выявлено. Подростки в большинстве своем были заинтересованы во взаимодействии, проявляли умение договариваться со сверстниками, организовывали совместную деятельность, согласовывая при этом свои действия с действиями других.
На этапе достижения цели выявили, что высокий уровень взаимодействия у 40% группы (6 человек), средний уровень взаимодействия у 60 % группы (9 человек). Воспитанников с низким уровнем взаимодействия не выявлено. Подростки оказывали помощь партнеру по взаимодействию, как правило, по своей инициативе. В конфликты вступали редко и старались разрешить их самостоятельно, адекватно оценивали общий результат.
На этапе подведения итогов наблюдения показали, что высокий уровень взаимодействия у 40% группы (6 человек), средний уровень взаимодействия у 60% группы (9 человек), воспитанников с низким уровнем взаимодействия не выявлено. Подростки проявляли желание сотрудничать, уважение и учет интересов других.
Так же, для проверки эффективности формирующего эксперимента, была проведена методика констатирующего эксперимента "Выявления уровня сформированности коммуникативных умений". Результаты представлены в таблице 10.
Распределение результатов по уровням сформированности коммуникативных умений в экспериментальной и контрольной группах (количество детей указано в процентах - %)
Таблица 10
Уровень сформированности коммуникативных умений |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Констатирующий эксперимент |
Формирующий эксперимент |
Констатирующий эксперимент |
Формирующий эксперимент | |
Высокий |
13 |
13 |
30 |
30 |
Средний |
67 |
87 |
70 |
70 |
Низкий |
20 |
0 |
0 |
0 |
В констатирующем эксперименте мы выявили, что в экспериментальной группе 20% воспитанников имеют низкий уровень сформированности коммуникативных умений. При проведении повторной диагностики после проведения формирующего эксперимента воспитанников с низким уровнем не выявилось.
В констатирующем эксперименте различия между результатами экспериментальной и контрольной группах были существенными. При проведении повторной диагностики результаты примерно на одном уровне.
В большинстве своем подростки стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. С удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Таким образом, все выше сказанное позволяет нам говорить об эффективности реализованной нами системы занятий организованного общения при обучении старших подростков групповому взаимодействию, тем самым мы подтверждаем гипотезу, положенную в основу экспериментальной части нашего исследования.
Однако, на наш взгляд, для достижения большей эффективности необходимо продолжать работу в данном направлении.
Подростки получают новый для себя положительный опыт, который необходимо периодически актуализировать, а так же совершенствовать имеющиеся навыки и умения.
Подводя итоги, отметим, что разработанная нами система занятий организованного общения была построена с учетом результатов диагностики констатирующего эксперимента, а так же в соответствии с этапами обучения групповому взаимодействию.
Поскольку система занятий предназначена для работы со старшими подростками, обучающимися в учреждении дополнительного образования, при отборе содержания мы учитывали особенности их личного развития и специфику учреждения.
Прежде всего, мы считали необходимым обучить воспитанников гуманному демократическому взаимодействию. Для этого в программу включались упражнения, которые помогали прислушаться к состоянию другого человека, координировать свои действия с действиями других, развивали познавательную сферу воспитанника, интерес к совместной деятельности, развитие коммуникативных умений, обучали навыкам конструктивного разрешения конфликтов.
Другая информация:
Структура и содержание элективного курса «Основы комбинаторики, теории вероятностей
и математической статистики»
Изучение вероятностно-статистического материала продиктовано самой жизнью. Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, хорошо ориентироваться в обычных житейских ситуациях и производственной деятельности. Вероятностный характер многих явлений ...
Способности как психологический аспект
Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические качества и свойства людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деят ...
Предпосылки к овладению процессом чтения, в норме
Чтение - одна из сложных и значимых форм речевой деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимани ...