Аксиологические характеристики учитываются при определении образовательных целей и зависят от того, насколько четко определен и интерпретирован современный социальный заказ, отражающий ценностные ориентиры как общества в целом, так и различных социальных групп и отдельного человека. По мнению современных исследователей, образовательная система развивается на основе выявления, распространения и активного внедрения новых социальных ценностей. Поэтому, рассматривая особенности ценностного самоопределения человека, нужно учитывать следующие положения:
- анализ философских ценностей, значимых для образования;
- прогноз основных изменений в образовательной сфере в связи со сменой социальных приоритетов;
- разработка ценностных критериев и требований к педагогическому процессу;
- приложение разработок аксиологической проблематики к организации образовательной сферы, ее содержанию и технологиям.
Система ценностей, которую диктуют сегодня социальные катаклизмы в сфере культуры, предполагает существенные изменения в формулировке приоритетных качеств личности. Особое значение для формирования социального заказа имеет выработанный в обществе идеал перспективного развития личности и средств приближения к нему. Социальный заказ как определенная, внутренне иерархичная система социализации и профессионализации различных групп населения и отдельных индивидуумов получает свое развитие посредством организации учебного процесса в различных образовательных институтах.
В связи с этим социальный заказ следует рассматривать как реализацию культурно-исторических и личностно-индивидуальных ценностей, отраженных в ментальности нации и индивидуума. Динамика данного процесса определяется признанием систем ценностей, характерных для различных культур основных исторических этапов развития человеческой цивилизации, его отражением в теоретической системе целеполагания и практической реализации в системе подготовки подрастающего поколения. Различные хронологические периоды в истории человечества давали ориентацию на разнообразные ценностные и целевые установки, которые претворялись в действительность в процессе обучения на основных ступенях образовательной системы.
Так, в эпоху Античности цель образования получала свое обоснование исходя из разнообразия существующих философских концепций и школ, а также общего идеала «каллокагатии». Данный идеал был нацелен на признание ценности человеческой личности и ее всестороннего развития и совершенствования в процессе социализации посредством целенаправленного обучения, а также участия в общественно значимых мероприятиях (соревнования, театральные действия, спортивные игры, профессиональные состязания, творческие конкурсы и т.д.). В связи с этим ценность обязательного и непрерывного образования признавалась в качестве высшей и необходимой для истинного гражданина полиса.
Современные тенденции развития образования связаны, в том числе, и с определением новых целевых, демократически ориентированных установок. Главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений). В контексте принятой «Концепции» государственная политика в сфере образования определяется основными общесоциальными тенденциями - демократизацией, деидеологизацией и гуманизацией общественных отношений. Поэтому идеал гуманной, целостной личности определяет цель, реализуемую в современной системе образования, т.е. развитие личности в единстве ее внутреннего и социального потенциала является ведущей ценностью при организации педагогического процесса.
Кроме этого, аксиологический подход позволяет определить содержательную характеристику образовательного процесса, ориентируясь на преобладающие тенденции развития общества, и в первую очередь на особенности развития культуры и наук. Так, например, в эпоху Средневековья ценностной ориентацией развития образовательного процесса являлась идеология христианства. Данный исторический период привнес в педагогику ориентир на воспитание Верой и духовное развитие. В связи с этим познание человеческого опыта определялось христианскими идеалами воспитания - развитием свободной воли и рассудка с целью постижения и почитания Бога, служением ему, что и повлияло на особенности образовательного содержания: с одной стороны - обеспечение определенной информацией, а с другой - развитие душевных сил учащихся. Изучение светских наук происходило на основе отбора того материала, который признавал значимость сотворенного Богом мира, способов его освоения, а богословские науки были представлены с целью постижения непостижимого - веры в Бога, что становилось основой духовно-нравственного развития человеческой личности.
Другая информация:
Ведущие научно-педагогические центры
В 1830 г. по предложению П.Л. Шиллинга И. Бичурин был включен в состав научной экспедиции в район Кяхты, где находился центр русско-китайской торговли. Он предполагал на месте составить грамматику китайского языка, дополнить и переписать с помощью местных китайцев составленный им тематический китай ...
Игра как средство формирования личности дошкольника
В становлении личности дошкольника особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе. Эффективность педагогического процесса в формировании личности дошкольника во многом зависит от грамотного педагогического руководства. Пе ...
Основные направления введения понятия функции в
школьном курсе математики
В современном школьном курсе математики ведущим подходом считается генетический с добавлением элементов логического. Формирование понятий и представлений, методов и приёмов в составе функциональной линии в системе обучения строится так, чтобы внимание учащихся сосредотачивалось на: 1) выделенных и ...