Сильный интерес воспитанников вызывали упражнения " Письмо к губернатору", " Коробка с конфликтами". Данные упражнения направлены на обучение навыкам конструктивного разрешения конфликтов. При этом были подобраны такие ситуации, которые наиболее характерны для повседневной жизни подростков.
Следует отметить, что с каждым занятием дети становились более активными, эмоциональными, чаще проявляли собственную инициативу, самостоятельность, что отразилось на улучшении межличностных контактов.
Но, тем не менее, организация взаимодействия, совместной деятельности детей требовала стимуляции со стороны педагога (подсказка, совет).
На заключительном этапе, работа проводилась с целью закрепления знаний, умений и навыков, полученных детьми во время занятий. Было проведено два занятия. Одно из них диагностическая игра "Шторм".
В целом, использованные нами игры и упражнения помогли каждому ребенку получить и отработать некоторые новые навыки общения, взаимодействия со сверстниками.
Однако в условиях постоянной группы сложнее происходит перенос позитивного опыта в реальную жизнедеятельность, где вновь могут проявляться старые стереотипы. Поэтому немаловажную роль в закреплении полученного детьми опыта играют педагоги группы, которые должны стимулировать и поддерживать сотрудничество детей в совместных играх, рисовании, конструировании, оценивать общий результат труда и вклад каждого участника, подчеркивая, что без совместной работы такой результат был бы невозможен.
Для проверки результатов нашей работы был проведен контрольный эксперимент, которому посвящен следующий параграф.
Система занятий организованного общения не может претендовать на полное разрешение трудностей группового взаимодействия старших подростков, а ставит более узкую цель в ограниченном временном интервале.
Целью нашего контрольного эксперимента является проверка эффективности проведенной нами системы занятий организованного общения для обучения групповому взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования детей.
Для реализации этой цели, для выявления изменения уровня готовности к групповому взаимодействию подростков была использована методика констатирующего эксперимента "Методика выявления уровня готовности к групповому взаимодействию". В контрольном эксперименте приняли участие две группы подростков контрольная и экспериментальная. При проведении повторной диагностики повторно для двух групп была проведена диагностическая игра "Шторм" (см. 2.1). Результаты представлены в таблице 8.
Об эффективности нашей работы мы можем судить по показателям, полученным в ходе повторной диагностики. Данные представлены в таблице 9.
Распределение результатов по уровню готовности к групповому взаимодействию старших подростков в учреждении дополнительного образования экспериментальная и контрольная группа (количество детей указано в процентах - %)
Таблица 9
|
Уровень готовности к групповому взаимодействию |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
|
Констатирующий эксперимент |
Формирующий эксперимент |
Констатирующий эксперимент |
Формирующий эксперимент | |
|
Высокий |
33,25 |
40 |
45,25 |
45,5 |
|
Средний |
61,5 |
60 |
54,75 |
54,5 |
|
Низкий |
5,25 |
0 |
0 |
0 |
Из представленной нами таблицы, видно, что на этапе констатирующего эксперимента подростки экспериментальной группы показали низкие результаты. Однако после проведения системы занятий организованного общения уровень взаимодействия подростков в экспериментальной группе изменился в сторону увеличения. Результаты же в контрольной группе остались на том же уровне. Мы наблюдали за воспитанниками на разных этапах взаимодействия. Получили следующие результаты в экспериментальной группе:
На этапе выдвижения целей высокий уровень взаимодействия у 40% группы (6 человек), средний уровень взаимодействия – 60% группы (9 человек). Воспитанников с низким уровнем взаимодействия не выявлено. Подростки в большинстве своем проявляли интерес к совместной деятельности, согласовывали свои действия с действиями товарищей, прислушивались к мнению друг друга.
Другая информация:
Речевые нарушения в раннем возрасте
Неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), в первые годы жизни ребенка являются причиной различных речевых расстройств. Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются временем поражения центральной нервн ...
Концептуальные основы изучения билингвизма
Билингвизм как научная проблема начал складываться в конце XIX века, однако как феномен, как социальное явление он имеет корни, уходящие еще в античный мир: смешение языка завоевателей и побежденных на завоеванных территориях. Именно социальные причины пробудили дидактический интерес к проблеме как ...
Общие пропорции и размеры фигуры
Размеры фигуры, предлагаемые здесь, отходят от традиционных семи с половиной высот головы и устанавливаются на восьми и трех четвертях для всей высоты фигуры. Принимая высоту головы за единицу измерения для определения пропорций фигуры, получим следующие величины: 1. Передний торс: высотой в три вы ...