Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства России и характеризуется на начало 2000 года следующими показателями:
- общее число образовательных учреждений – 140398 единиц;
- общая численность учащихся и студентов – 33 млн. человек;
- общий выпуск учащихся и студентов – 3048 тыс. человек;
- общая численность занятых в сфере образования (преподавательский состав) – 2831 тыс. человек
- удельный вес расходов на образование из гос. бюджета 4,34 %.
В минувшем столетии образование из частного, семейного превратилось в первейшее общественное и государственное дело с быстрыми темпами роста подготовки специалистов: с 13 млн. человек в 1960 г., до 33 млн. – в настоящее время. В России практически ликвидирована неграмотность и создана разветвленная сеть учебных заведений.
В последнюю треть ХХ в. в России, как и в целом ряде государств мира, осуществились широкомасштабные образовательные реформы. Первый этап реформирования образования не привел к каким-либо существенным результатам. Идеологический догматизм и мелочная административная регламентация сдерживали развитие всех типов школ, препятствовали творчеству, новаторству, инициативе. Недостаток финансирования развития материально-технической и научной базы привел к отставанию от уровня экономически развитых стран.
Образование в ХХI в. характеризуется такими признаками, как:
- демократизация: общедоступность высшего образования; создание системы непрерывного образования;
- диверсификация: многовариантная по содержанию, методам, формам, срокам и траекториям, личностно-ориентированная система разноуровневых учебных заведений;
- интернационализация: академическая мобильность учащихся и преподавателей; международное признание документов об образовании, ученых степеней и званий;
- превращение образования в ключевой компонент комплекса мер по поддержке развития научно-технического прогресса, экономического роста и обеспечения занятости населения;
- трансформация содержания, методов, ценностей, целей: отходя от традиционной школы, процесс учения становится творческим, личностно-ориентированным; широкое распространение получают новые образовательные и информационные технологии;
- коммуникации педагога и учащегося, ставших соучастниками единого образовательного процесса.
Осуществлен переход к всеобщему среднему образованию, укреплена высшая и средняя специальная школа, обеспечены гарантии равноправия граждан в сфере образования, развилась система повышения квалификации и переподготовки кадров.
Изменение государственного политического устройства страны в 90-е годы позволило реализовать современные подходы к развитию современной системы образования.
Принятый в 1992 г. в новой редакции закон РФ «Об образовании» предоставил образовательным учреждениям реальную самостоятельность в решении творческих проблем, открыл перспективу развития негосударственного сектора образования.
Одним из положительных результатов образовательных реформ явился устойчивый рост поступающих в учреждения профессионального образования, а по относительной численности студентов (в пересчете на 10000 жителей) Россия вернула передовые позиции в мире.
К сожалению, сокращение объемов бюджетного финансирования в 90-х гг. в три раза превратило российскую систему образования в зону социального неблагополучия:
- выпускники общеобразовательных учреждений России конца ХХ в. уступают по своим знаниям выпускникам 70-80-х гг.;
- отставание в развитии учебно-лабораторной базы вузов и растущая утечка умов – миграция преподавательского состава в высокооплачиваемые сферы деятельности и выезд за рубеж – факторы, несущие реальную угрозу снижения интеллектуального уровня и практического значения профессионального образования;
Накопившиеся за 90-е гг. проблемы могут привести к утрате завоеванных позиций в сфере образования, к дальнейшему отставанию от ведущих стран мира.
В данной курсовой работе освещены наиболее актуальные проблемы современной педагогической науки и практики. Цель работы рассмотреть проблему разработки и внедрения новых педагогических технологий в школьный образовательный процесс в разрезе преподавания экономики.
В третьей главе курсовой работы (на основе рассмотренного образовательного стандарта для средней общеобразовательной школы по экономике) выполнен примерный конспект урока экономики по теме «Права собственности и стимулы» с использованием игровой технологии и технологии учебного сотрудничества.
Другая информация:
Современные задачи и содержание уроков чтения
в старших классах специальной школы 8 вида
На уроках чтения в 7 - 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение к ...
Практическое применение методик разрешения конфликта
Разберем на примере педагогического конфликта одну из методик по его решению и представим несколько рекомендаций и правил поведения педагога в конфликтных ситуациях. Подводились итоги успеваемости в студенческой группе. На первое место претендовала студентка Катя Н. Неожиданно для нее куратор объяв ...
Разработка тематики и содержания элективных курсов технологического
направления
Элективные курсы по предметам, не входящим в Базисный учебный план. Типовое многообразие элективных курсов включает в себя авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также «сетевые курсы», разрабатывающиеся и ре ...