Педагогика является сложной наукой, объединяющей и интегрирующей в себе данные всех естественных и общественных наук о человеке, о законах его развития и социального становления. Предметом педагогики являются объективные законы конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений, реальная общественная воспитательная практика формирования подрастающего поколения и условия организации педагогического процесса.
Педагогика как наука рассматривает человека в определенном ракурсе: в аспекте целенаправленной его социализации, приобщения к участию в жизни общества. Междисциплинарный характер педагогики проявляется в ее интегративной функции по отношению к другим наукам, участвующим в изучении образовательно-воспитательного процесса, но отличающимся от нее тем, что ни для одной науки этот процесс не является собственным и специфическим объектом исследования.
Педагогическая наука направляет свои усилия на разрешение основного противоречия, сущность которого заключается в том, что старшее поколение стремится к созданию максимально эффективной организации целостного педагогического процесса для подрастающего поколения. Примером научного выявления, вскрытия и преодоления основного противоречия перестройки системы обучения и воспитания с учетом новых требований общественной жизни является осуществление реформы высшей и средней школы.
Педагогическая практика в настоящее время не располагает четко выверенными ориентациями системного подхода к реформированию образования. Педагогам необходимы определенные методологические идеи, позволяющие с научных позиций судить о государственной политике в области педагогики и образования.
Под методологией понимают область знаний, которая предназначена для поиска общих подходов к решению проблем различной степени сложности. Методология обеспечивает корректную постановку проблемы, выявление основных принципов и способов организации и осуществления соответствующей теоретической и практической деятельности.
В условиях обновления общества особенно актуальны следующие методологические проблемы педагогической науки:
- сущность воспитания, обучения, педагогической деятельности как общественных явлений и педагогического процесса;
- предмет педагогики в условиях непрерывного образования;
- диалектика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания с развитием рыночных отношений;
- диалектика становления детской личности как субъекта и объекта воспитания;
- социально-педагогические противоречия как источник развития ребенка и педагогического процесса;
- социальные, философские и психолого-педагогические основы определения содержания образования;
- диалектика социального и биологического в развитии личности;
- диалектика и логика педагогического мышления.
Сейчас все большее распространение приобретают комплексные исследования, в которых принимает участие педагогика. Различают два основных вида комплексных исследований: монодисциплинарное исследование проблем, сходных по своей сущности, осуществляемых специалистами одной и той же науки, и междисциплинарное комплексное исследование одного и того же объекта с позиций разных наук. При этом первое может быть как индивидуальным, так и коллективным.
Педагогические исследования – монодисциплинарные в том смысле, что любой ряд проблем в педагогике рассматривается и решается в рамках этой науки. Не становится педагогическое исследование междисциплинарными тогда, когда исследователь, ощущая недостаток психологических знаний проводит психологическое исследование внутри педагогического или заказывает такое исследование специалисту-психологу. Изменяется позиция ученого, но не предмет и задачи науки.
Таким образом, реализация интегрированной функции педагогики выступает в качестве следующих методологических условий развития и формирования педагогической теории:
- необходимость определения собственного объекта и предмета педагогической теории, его отличия от тех, которыми занимаются другие науки;
- сохранение специфических характеристик педагогической действительности на всех уровнях теоретического абстрагирования;
- ориентация на переход от теоретического знания к нормативному и тем самым к преобразованию педагогической действительности;
- соответствие педагогической теории современным требованиям к любой теории как системе общественного знания, объяснения тех или иных сторон действительности.
Другая информация:
Музыкальные способности и их развитие
Музыкальным способностям была посвящена докторская диссертация Б.М. Теплова, которая существенно продвинула вперед разработку общей теории способностей. В своих исследованиях он отрицал одинаковость людей, но между тем отмечал, что, например, музыкальность (понимается как совокупность способностей, ...
Обобщение результатов констатирующего исследования
При проведении логопедического обследования мы учитывали тот факт, что дети никогда ранее не занимались с логопедом и некоторые ситуации были для них незнакомыми, новыми. Дети терялись, зажимались, хоть и не отказывались от выполнения заданий - было видно, что они волнуются. Учет данного факта проя ...
Значение подвижных игр в воспитании детей
Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: "Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициат ...