В педагогике несколько лет назад началось мощное движение, суть которого заключается в обновлении содержания, методов работы, управления, переходу к новому качеству образования. В педагогическую деятельность прочно вошло понятие «инновации», т.е. нововведения. Инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса, в структуре образовательных учреждений; проявляются в деятельности всех категорий работников педагогической отрасли, по всей вертикали - на федеральном, региональном, местном уровнях. Инновационные процессы во многом определяют систему отношений человеке с профессией, становятся магистральной линией развития образования. Они нуждаются в научном осмыслении, в широком использовании передового опыта в массовой практике.
Необходимыми качествами подлинно инновационной деятельности являются социальная обусловленность и педагогическая целесообразность. Чтобы не было лженоваций, одной из насущных задач управления инновационным процессом является тщательное отслеживание, анализ, оценка нововведений. Поэтому современные руководители инновационных учебных заведений должны владеть навыками системного научного анализа, способностью выполнять экспертные функции, ориентироваться в разных концепциях, уметь организовать исследовательскую деятельность, научную экспертизу, Научное консультирование, создавать атмосферу научного поиска, интереса, признания, обмена мнениями, условия для творчества учителей.
Если попытаться классифицировать происходящие инновационные явления в учебных заведениях, то можно выделить несколько уровней.
Первый уровень - методологические инновации. Они определяются новыми подходами к построению образовательных систем: решение проблем гуманизации, дифференциации и индивидуализации в образовании; реализация концепции развивающего обучения; апробация систем экономического и правового образования; внедрение интегративных дисциплин в учебный процесс и другие.
Второй уровень - институционный. Основные усилия здесь направлены на организационно-структурные преобразования. Это прежде всего изменение статуса образовательных учреждений, создание профильных классов. Задача этих преобразований - решить сущностные, базисные проблемы совершенствования образовательного процесса.
Третий уровень - содержательный. Этот уровень должен обеспечивать высокое качество образования. Основываясь на федеральном стандарте базового образования, органы управления и учебные заведения разрабатывают региональные стандарты, конструируют школьный компонент образования. При этом надо исходить не из случайных обстоятельств (неожиданное появление специалистов, личный интерес учителя и т.д.), а из концепции развития учебного заведения, учитывать, прежде всего, интересы обучающихся.
Четвертый уровень - поиск и реализация новых образовательных технологий. К сожалению, многие руководители и учителя пытаются осуществить инновационные проекты старыми способами, наблюдается рассогласование между целевым, содержательным замыслом и способами его реализации. Необходим поиск новых образовательных технологий, например, компьютерных, диалоговых, игровых, проектных, которые готовят детей к самоактуализации, выбору вариантов решения, к активному включению в самообразование, в саморазвитие.
В условиях обновления системы образования у руководителей школ возрастает потребность в информации, максимально полной по объему, объективной и предельно конкретной. Для школы можно выделить административно-управленческий уровень информации (директор и его заместители), который включает в себя директивные и нормативные документы о системе управления в городе, районе, школе; учебные планы и программы; сведения о состоянии и результатах обучения, воспитания и развития учащихся в школе; сведения о руководителях школ и учителях, их деятельности; данные о материально-технической базе; сведения о внешних связях школы. Этот уровень информации имеет своей целью выявить отклонения в управлении образовательным процессом, оценить работу школы за день, неделю, месяц, четверть.
В некоторых образовательных учреждениях России, имеющих ЭВМ, формируются пять массивов информации в системе управления.
Первый массив - информация о внутришкольном контроле включает данные о состоянии преподавания учебных предметов и выполнении требований программ; об организации, содержании и результатах воспитательной работы; о состояний трудового воспитания и профориентации учащихся; о качестве знаний, умений и навыков учащихся; о выполнении решений вышестоящих органов управления образованием.
Второй массив содержит данные оперативной информации: ежедневной, еженедельной, ежемесячной.
Третий массив включает данные статистической отчетности школы.
Другая информация:
Классификация. Виды межпредметных связей
Существуют различные классификации межпредметных связей. Первая классификация основывалась на временном критерии: предварительные, сопутствующие и последующие (перспективные) связи (Ю. Вайткявичус, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская и др.). Практическое осуществление таких связей способствует системати ...
Культурный подход
В связи с этим особую значимость приобретает гуманистическая ориентация педагогов на существующие общекультурные, национальные и социальные нормы поведения. Приобщение учащихся к культурным ценностям невозможно без обращения к истории общественных явлений, изучение которых поможет им принять культу ...
Речевые нарушения в раннем возрасте
Неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), в первые годы жизни ребенка являются причиной различных речевых расстройств. Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются временем поражения центральной нервн ...