Нет сомнения, что каждый в меру образованный человек сегодня постоянно сталкивается с понятием «технология», которое нередко употребляется в бытовом значении, а с другой стороны заключает в себе общий смысловой элемент: обозначает процесс материального воздействия на материальное тело с целью получения продукта (результата) с заданными свойствами. Однако, несмотря на изначальную закрепленность этого понятия за сферой материального производства, оно уже давно применяется в гуманитарных сферах: науке, искусстве, культуре и т.д. Не исключением в этом ряду оказалось и образование. Нынче в профессиональном обиходе работников образования разного уровня терминологические сочетания типа «педагогические технологии», «технология обучения», «технология развития», «инновационные технологии» и другие можно расценивать как наиболее частотные.
Довольно долго под влиянием зарубежных взглядов педагогические технологии рассматривались у нас в плане оснастки учебно-воспитательного процесса различными материальными (техническим) средствами, усиливающими результативность дидактического общения учителя и учеников. В зависимости от доступности и употребляемости тех или иных средств можно говорить об аудиовизуальной технологии, компьютерной технологии и т.д. организации учебно-воспитательного процесса. однако здесь даже неспециалисту ясно, что любой набор технических приспособлений не имеет прямого отношения к технологизации учебного процесса, в лучшем случае ТСО могут выступать одним из ее факторов.
Серьезным вкладом в осмысление сущности педагогических технологий явились исследования, опирающиеся на функциональный, системный и структурный принципы анализа педагогических явлений и процессов общего и частного характера. В зависимости от предмета, то есть образовательной плоскости, на которую проецируется технологическая парадигма можно выделить следующие модели технологической интерпретации образования:
1. Образовательные технологии – совокупность приемов и средств, определяющих общую стратегию развития единого федерального пространства. Их главная функция – прогностическая, связанная с планированием общих целей и результатов, основных этапов, способов и организационных форм образовательного процесса подготовки кадров. Образовательные технологии отражаются, прежде всего, в концепциях развития и стандартах образования.
2. Педагогические технологии – это арсенал методов, приемов и средств обучения, а также рекомендации по их использованию в связи с достижением конкретных целей обучения. Педагогические технологии отражают тактику реализации образовательных технологий, обусловленную закономерностями функционирования системы «педагог – материальная среда – ученик». Поэтому под педагогическими технологиями можно подразумевать обобщенные методы реализации учебно-воспитательного процесса вне зависимости от изучения определенного предмета.
3. Технологии обучения – представляют собой относительно полную характеристику пути освоения учащимися конкретного учебного материала в рамках определенного предмета, темы, вопроса. Технологии обучения вариативны, поскольку определяются содержанием и закономерностями усвоения того или иного учебного предмета и, как правило, в значительной степени рецептурны, поскольку максимально упрощают и формализируют педагогическую деятельность за счет нейтрализации личностного своеобразия педагога. В известной мере технологии обучения (дидактические технологии) соотносятся с традиционными прикладными педагогическими отраслями, именуемыми частными методиками.
Следует отметить, что современные педагогические технологии по отношению к традиционным дидактике и частным методикам не являются чем-то принципиально новым, революционным. Они лишь корректируют организацию учебно-воспитательного процесса в плане жесткой детерминированности взаимосвязи его цели и результата.
Именно этим обстоятельством и объясняется обязательное присутствие в модели учебно-воспитательного процесса таких технологических параметров, как: четкая постановка целей урока; строгое подчинение содержания каждого элемента урока поставленной цели; постоянный контроль за ходом дидактического продвижения учащихся в соответствии с частными целями; заключительная оценка результата путем сличения его с целью урока. Такая модель организации дидактического процесса, по существу, является реализацией деятельностного подхода к обучению.
Наряду с детальной проработкой категории «цель», технологический подход к обучению предполагает также тщательное структурирование последнего в виде разбивки его на следующие эпизоды: постановка целей, конкретизация целей, циклы учебных процедур, оперативная обратная связь, коррекция промежуточных достижений, оценка результата. Это обеспечивает детальную алгоритмизацию действий учителя и учащихся, которая определяет весь ход обучения.
Но не стоит забывать, что учебно-воспитательный процесс не втискивается в прокрустово ложе технологических параметров и, следовательно, нет жестких правил моделирования хода обучения, стандартизации условий, определяющих ход последнего. Поэтому в отечественных педагогических технологиях всегда присутствуют проблемно-поисковая задача, возможность дифференцированного подхода к учащимся, апелляция к внутреннему миру учащихся. Именно в таком ключе были разработаны теории поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, проблемного обучения, оптимизации обучения и др.
Другая информация:
Игрушки из дерева
Большое распространение на Руси имела деревянная игрушка, учитывая богатство лесами наших российских земель. Дерево более сложный для работы материал, здесь требуется владение инструментом – топором, ножом, стамеской, токарным станком – поэтому обычно этим ремеслом занимались мужчины. Мальчиков в с ...
Французские мыслители-реформаторы. Характерные черты в выражении их идей
Уже из биографии Рамуса мы могли видеть, как и во Франции пробиваются новые искания и в области религии, и в области науки. Но здесь, в сознании общества, еще прочно живут старые, правящие начала, в религии — католицизм, в науке — схоластика. Ни религиозная реформация, ни гуманистическое брожение в ...
Различные судьбы образования на востоке и западе
Разница в положении и условиях церкви на Западе и Востоке сказалась в различных судьбах, там и здесь, образования. На Востоке церковь не проявляет и не может проявить деятельной силы в образовании, но остается хранительницей античных начал образования, через свои солидные библиотеки, монастырские а ...