Творческая деятельность начинается с обостренного внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить. Важным психологическим фактором творческой деятельности является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. Действительность художественно формируется именно в памяти, воскрешая прошлое и запечатлевая затем воспоминания в произведении.
В психологическом механизме творчества существенную роль играет момент внутреннего освобождения, которым разрешается потребность творческой индивидуальности в исповеди, желание поделиться с близким человеком глубоким переживанием или ярким впечатлением.
Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти. Благодаря воображению в сознании художника возникают живые картины.
В творческой деятельности участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль. Особенно плодотворна творческая деятельность, когда художник находится в состоянии вдохновения. Это – специфическое творчески-психологическое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество.
Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, оно почти синоним творчества. Не случайно образом вдохновения с древних времен является крылатый конь – Пегас. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческой деятельности.
Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
Педагог психолог, методист по образованию Оксана Рудякова разработала программу занятий по развитию творческого мышления «Маленький волшебник». Данная программа, направленная на развитие творческого мышления, снятие эмоционального дискомфорта, создание ситуации успеха, а также коррекцию и развитие процессов эмоциональной сферы в творческой деятельности.
Основным условием реализации программы является сотрудничество школьника со сверстниками, а также совместная деятельность ребенка со взрослым.
Цель программы: развитие творческого мышления, активизация творческой деятельности, чувствительность к проблемам, гибкости и оригинальности, способности анализировать и синтезировать идеи; формирование способности понимать предметы и явления, устанавливать логические связи.
Задачи: организация творческой деятельности, использование таких методов, как: сказкатерапия, изотерапия, игровая терапия, психодрама; развитие мышц руки, пространственной арентации координации в системе «глаз-рука», увеличение объема зрительного восприятия; формирование чувства психологическое у детей в условиях совместной творческой деятельности.
Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляются развитие творческой деятельности.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческой деятельности. В процессе организации обучения развитию творческой деятельности большое значение придается общедидактическим принципам:
научности
систематичности
последовательности
доступности
наглядности
активности
прочности
индивидуального подхода
На уроках по развитию творческой деятельности можно выделить следующие пункты:
1. каждый урок представляет собой набор задач.
2. задания дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Другая информация:
Формы и методы работы, способствующие развитию творческих способностей
Восприятие себя как творческой личности является важнейшим условием творческого акта. При этом критическое отношение к результатам собственной деятельности вполне допустимо, но с одним условием – нельзя делать это в процессе деятельности, пусть критичность проявляется только тогда, когда новое уже ...
Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности
Для выполнения любого рисунка необходимо наличие, во-первых, отчетливых представлений об изображаемых предметах и явлениях, во-вторых, умения передавать эти представления в графической форме каким-либо красящим веществом (графитом, фломастером, гуашью и т.п.). Иначе говоря, требуется не только особ ...
Классификация методов обучения
Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения. Дидактические исследования показывают, что номенклатура (наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. Р ...