Сложившаяся в настоящее время социальная, политическая, культурная ситуация в стране требует глубоких исследований по гуманизации образования, которая ориентируется на индивидуализацию и дифференциацию обучения, использование индивидуальных программ развития, усиление положительных мотивов учения, активизацию творчества.
Верный путь гуманизации образовательного процесса – это личностно ориентированное обучение, которое базируется на гуманистической психологии. Этот вид обучения создает благоприятные условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, отношений доверия, сотрудничества, сближения позиций, усиления роли эмоций и эмпатии. Гуманистически ориентированный педагог должен обладать:
- безусловным позитивным отношением к ребенку;
- принимать ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных качеств, но лишь с учетом общего положительного отношения к ребенку;
- не ограничиваться формальным исполнением своих обязанностей, проявлять лучшие душевные качества, искренние чувства и эмоции;
- способствовать становлению в каждом ребенке собственного достоинства, эмпатии и самоуважения.
Следует различать личностно ориентированную педагогическую практику и личностно ориентированную педагогическую науку. Первая, прежде всего, означает смену стиля педагогического общения – от авторитарного к демократическому, поощрение самостоятельности, формирование способности к индивидуальному интеллектуальному усилию, готовности к свободе выбора. Вторая связана с разработкой способов реализации личностно ориентированных целей обучения и воспитания. Эти цели порождаются социально, формулируются психологией и выполняются педагогикой, обосновывающей и разрабатывающей соответствующие этим целям содержание и методы обучения и воспитания.
Гуманизация воспитания - это не прямое воздействие на личность, а субъективное взаимодействие, диалог, в котором один человек воспринимает другого как такую же ценность, как и он сам. В основе гуманистической идей воспитания лежат следующие идеи:
- личностный подход в воспитании, предполагающий признание личности ребенка высшей социальной ценностью, уважение своеобразия каждого школьника, признание их личных прав и свобод;
- природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся;
- гуманизация межличностных отношений, предполагающая взаимоуважение педагогов и детей, доброту, внимание и терпимость к их мнению, создание комфортной психологической атмосферы;
- учет влияния противоречивой окружающей среды на воспитание ребенка, создание условий для проявления личностью своей активности в познании, общении, игре, спорте, предметно-практической деятельности.
Актуальной проблемой образовательных учреждений в современных условиях является развитие воспитательных систем.
Воспитательная система на создается и не задается извне. Она является результатом сложной работы коллектива образовательного учреждения, в котором важную роль играют исходный замысел авторов системы, творчество педагогов и детей. Воспитательная система ориентирована на конкретные условия, учитывает интересы и потребности взрослых и детей. Поэтому она не может выглядеть одинаково в разных регионах и даже в соседних школах.
Гуманистической воспитательной системе противопоказаны жесткое программирование, тотальная упорядоченность, подчинение личности ребенка административным требованиям.
Для школ с гуманистическими воспитательными системами характерны следующие признаки:
- наличие разделяемого и принимаемого и взрослыми, и детьми целостного образа собственной школы, представления о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях;
- событийный характер организации деятельности, интеграция воспитательных воздействий через включение детей в коллективные творческие дела;
- формирование здорового образа жизни образовательного учреждения, в котором преобладают позитивные ценности, порядок, динамизм;
- педагогически целесообразная организация окружающей среды в самой школе и участие в педагогизации среды вне школы;
- реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога.
Интеграция воспитательных воздействий может выходить за рамки одного образовательного учреждения, когда создается единая база воспитания детей разного возраста, и они включаются в разнообразную деятельность. В таком случае складывается воспитательная система микрорайона, поселка, города за счет функционирования школьных систем и педагогизации социальной среды в целом.
Другая информация:
Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога в пространстве музыки
Эффективное руководство развитием музыкального мышления возможно на основе личностного подхода, обеспеченного адекватным содержанием и методами музыкального образования. Говоря словами Л.С. Выготского, – формирование личности обусловлено человеческим общением. Человек имеет свои интересы, желания, ...
Виды и роль наглядных средств при изучении многогранников
Тема «Многогранники», как никакая другая тема школьного курса стереометрии, за исключением, быть может, изучения круглых тел, дает широкие возможности использования различных наглядных средств. Наглядность является обязательным качеством любого обучения. Путем целенаправленных действий мы формируем ...
Виды кукольных театров
Среди театров кукол различают три основных типа: I. Театр верховых кукол управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах такого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не срываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста. В таких театрах используются перчаточные ...