Материалы » Экономическое образование школьников » Гуманизация образования и воспитания в современных условиях

Гуманизация образования и воспитания в современных условиях

Сложившаяся в настоящее время социальная, политическая, культурная ситуация в стране требует глубоких исследований по гуманизации образования, которая ориентируется на индивидуализацию и дифференциацию обучения, использование индивидуальных программ развития, усиление положительных мотивов учения, активизацию творчества.

Верный путь гуманизации образовательного процесса – это личностно ориентированное обучение, которое базируется на гуманистической психологии. Этот вид обучения создает благоприятные условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, отношений доверия, сотрудничества, сближения позиций, усиления роли эмоций и эмпатии. Гуманистически ориентированный педагог должен обладать:

- безусловным позитивным отношением к ребенку;

- принимать ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных качеств, но лишь с учетом общего положительного отношения к ребенку;

- не ограничиваться формальным исполнением своих обязанностей, проявлять лучшие душевные качества, искренние чувства и эмоции;

- способствовать становлению в каждом ребенке собственного достоинства, эмпатии и самоуважения.

Следует различать личностно ориентированную педагогическую практику и личностно ориентированную педагогическую науку. Первая, прежде всего, означает смену стиля педагогического общения – от авторитарного к демократическому, поощрение самостоятельности, формирование способности к индивидуальному интеллектуальному усилию, готовности к свободе выбора. Вторая связана с разработкой способов реализации личностно ориентированных целей обучения и воспитания. Эти цели порождаются социально, формулируются психологией и выполняются педагогикой, обосновывающей и разрабатывающей соответствующие этим целям содержание и методы обучения и воспитания.

Гуманизация воспитания - это не прямое воздействие на личность, а субъективное взаимодействие, диалог, в котором один человек воспринимает другого как такую же ценность, как и он сам. В основе гуманистической идей воспитания лежат следующие идеи:

- личностный подход в воспитании, предполагающий признание личности ребенка высшей социальной ценностью, уважение своеобразия каждого школьника, признание их личных прав и свобод;

- природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся;

- гуманизация межличностных отношений, предполагающая взаимоуважение педагогов и детей, доброту, внимание и терпимость к их мнению, создание комфортной психологической атмосферы;

- учет влияния противоречивой окружающей среды на воспитание ребенка, создание условий для проявления личностью своей активности в познании, общении, игре, спорте, предметно-практической деятельности.

Актуальной проблемой образовательных учреждений в современных условиях является развитие воспитательных систем.

Воспитательная система на создается и не задается извне. Она является результатом сложной работы коллектива образовательного учреждения, в котором важную роль играют исходный замысел авторов системы, творчество педагогов и детей. Воспитательная система ориентирована на конкретные условия, учитывает интересы и потребности взрослых и детей. Поэтому она не может выглядеть одинаково в разных регионах и даже в соседних школах.

Гуманистической воспитательной системе противопоказаны жесткое программирование, тотальная упорядоченность, подчинение личности ребенка административным требованиям.

Для школ с гуманистическими воспитательными системами характерны следующие признаки:

- наличие разделяемого и принимаемого и взрослыми, и детьми целостного образа собственной школы, представления о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях;

- событийный характер организации деятельности, интеграция воспитательных воздействий через включение детей в коллективные творческие дела;

- формирование здорового образа жизни образовательного учреждения, в котором преобладают позитивные ценности, порядок, динамизм;

- педагогически целесообразная организация окружающей среды в самой школе и участие в педагогизации среды вне школы;

- реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога.

Интеграция воспитательных воздействий может выходить за рамки одного образовательного учреждения, когда создается единая база воспитания детей разного возраста, и они включаются в разнообразную деятельность. В таком случае складывается воспитательная система микрорайона, поселка, города за счет функционирования школьных систем и педагогизации социальной среды в целом.

Другая информация:

Описание результатов внедрения Триз в педагогический процесс
На сегодняшний день применение методов ТРИЗ и РТВ в педагогике включается три основных направления разработок: - дополнение и изменение традиционных дисциплин; - создание новых технологий обучения на основе ТРИЗ-РТВ; - разработки в области теории творческого мышления. Первое направление разработок ...

Сущность блочно - модульного обучения
Блочно - модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения». Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогическо ...

Формирование грамматического строя в онтогенезе
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахноровича, Д. Б.Эльконина и др. Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании слово ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru