обучение
Нет в человеческом обществе ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одной страны, где бы человек мог почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, мог не подчиниться ее законам. Экономика – это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное – открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником.
Сегодня экономическое образование является неотъемлемой частью общего среднего образования и приобретает всё большее значение для успешного развития современного общества. Это обусловлено тем, что жизнь требует от каждого из нас овладения экономической культурой. Знание законов и принципов экономики придает людям уверенность, позволяет им правильно оценивать сложные экономические процессы и самостоятельно принимать правильные хозяйственные решения. В правительственной программе развития страны до 2010 года экономическое и правовое образование в школе названы в числе главных приоритетов. Благодаря целенаправленному обучению, подрастающее поколение получает возможность войти во взрослую жизнь в качестве всесторонне образованного человека и гражданина, с достаточно адекватным представлением об окружающем мире.
Экономическое образование всё прочнее утверждается в стенах российской школы и направлено на формирование профильного мышления, экономической культуры, развитие предприимчивости, инициативы, способности принимать нестандартные решения в экономической деятельности, умение анализировать причины экономических событий и явлений, происходящих в стране.
Во многих школах ведётся преподавание экономики как отдельного предмета, который вводится, как правило, в старших, реже в средних классах, и совсем редко в младших классах. Это позволяет создать некий базовый уровень экономической грамотности для ориентации обучающихся в окружающем мире, так как жизнь в условиях рыночной экономики требует даже от школьников усвоения элементарных экономических понятий и приобретения рыночных навыков поведения.
В преподавании экономики в общеобразовательных учреждениях накоплен определенный опыт, разработано информационное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, развернуты программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей экономики. Большой вклад в разработку учебно-методической литературы по школьным курсам экономики внесли И.В. Липсиц, Б.А. Райзберг, И.В. Ермакова, Е.В. Савицкая, С.И. Иванов и др. Вопросы развития экономического образования в организации профильного обучения в школах на современном этапе получили широкое освещение в работах С.А. Белозерова, Е.Н. Землинской, С.С. Кравцова, Н. Левиной, И.А. Сасовой, С.Н. Рягина и др.
В центре мира экономики стоит человек, семья. Поэтому жизнь семьи постоянно привлекает пристальное внимание экономической науки. Ведь происходящие в домашней мини-экономике процессы оказывают огромное влияние на национальную экономику в целом.
Актуальность
выбранной нами темы
дипломной работы «Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе» обусловлена необходимостью приобретения в средней школе теоретических знаний и практических навыков, необходимых для ориентации и существования в современном рыночном мире, создания основ для дальнейшего изучения экономики в ВУЗах, развития экономического мышления и предпосылок правильного ведения домашнего хозяйства.
Целью исследования
является разработка и апробация системы уроков по теме «Семейный бюджет» в практике преподавания экономики в школе.
Для достижения поставленной в дипломной работе цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить и проанализировать научно-педагогическую, учебно-методическую и учебную литературу по теме исследования;
- проанализировать имеющийся педагогический опыт экономического образования в школе;
- разработать систему уроков по теме «Семейный бюджет» для обучающихся 11 профильного (экономического) класса;
- провести педагогический эксперимент по апробации разработанной системы занятий.
Объект исследования
: преподавание темы «Семейный бюджет» в классе экономического профиля при изучении экономики.
Предмет исследования
: процесс разработки и апробации системы уроков по теме «Семейный бюджет» в курсе экономики для старшеклассников.
Гипотеза исследования
: если в процессе преподавании темы «Семейный бюджет» в курсе экономики применять активные методы обучения, информационные технологии и практико-ориентированные задания, то это позволит повысить качество знаний, усилить интерес обучающихся к изучаемой теме.
Для решения поставленных задач, доказательства выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования
:
теоретические: анализ, синтез, моделирование.
эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов.
Теоретическая значимость
дипломной работы состоит в том, что подробно рассмотрены подходы к экономическому образованию в профильном обучении старшеклассников, освещены понятия, проблемы, сущность преподавания темы «Семейный бюджет» в школьном курсе экономики.
Практическая значимость
дипломной работы состоит в том, что результаты исследований и методические разработки могут быть использованы для организации учебного процесса по экономике в профильном образовании.
Другая информация:
Структура музыкального мышления
Структуру музыкального мышления, необходимо рассматривать в единстве со структурой мышления художественного. Анализ научной литературы позволяет выделить в феномене художественного мышления два структурных уровня, соответствующих двум уровням познания – эмоциональный и рациональный. К первому (эмоц ...
Система научных учреждений Российской Федерации
В Российской Федерации создана разветвленная сеть учреждений, занимающихся фундаментальными исследованиями в различных отраслях науки и производства. К ним относятся: Российская Академия наук (РАН) и ее филиалы, отраслевые академии министерств,
являющиеся высшими научными учреждениями отдельных отр ...
Методика воспитания двигательных качеств
Внедряемая методика содержала следующие упражнения и задания: Перечень упражнений из комплекса ОФП: Прыжковые упражнения с продвижением (с ноги на ногу, на одной ноге, на двух ногах одновременно). Выполняются «до отказа». Повторяется 1-2 раза с интервалами отдыха 3-5 мин. Упражнения на преодоление ...