Методика преподавания темы «Семейный бюджет» и разработка системы уроков
для профильного класса
Страница 1
Вопросы, рассматриваемые в данной теме, не сложны для понимания и одновременно важны для каждого человека, независимо от того, выберет ли он карьеру профессионального экономиста или будет заниматься любым другим видом деятельности. Действительно, всякому человеку необходимо знать: из каких источников он может получать денежные доходы? Как взаимосвязаны доход и богатство? Что такое семейный бюджет? Из чего он складывается? Для чего нам необходимо планировать свой семейный бюджет? Как изменяется структура расходов семьи с ростом ее благосостояния? Какую роль в экономике семьи играют сбережения и потребительский кредит? Чем реальные доходы отличаются от номинальных? Как уберечь денежные доходы от обесценения в условиях инфляции? Что порождает неравенство в благосостоянии отдельных граждан? Как измерить степень неравенства в распределении доходов в обществе? Как государство пытается «сгладить» неравенство личных доходов? Ответы на эти и многие другие вопросы становятся очень важными и актуальными в любой семье сразу же после ее создания. Довольно распространено мнение о том, что заниматься распределением финансов стоит только семьям с большим достатком, а со скромными доходами и планировать нечего. Но на деле выходит наоборот, ведь цель ведения семейного бюджета, прежде всего, заключается в контроле и грамотном распределении имеющихся средств.Изучение темы «Семейный бюджет» может быть рекомендовано на разных ступенях общеобразовательной школы. Так как в нашей работе особое место отведено изучению методики преподавания темы в старшем звене общеобразовательной школы, то рассмотрим структуру указанной темы в 11 профильном классе. По затрагиваемым проблемам семейной экономики в отведенное учебное время изучаются следующие темы:· семейный бюджет; · источники семейных доходов; · семейные расходы и закономерности их изменения; · инфляция и семейная экономика.Данный курс предполагает большую работу, нежели простая передача информации, поэтому не менее половины времени необходимо отводить на активные методы обучения: деловые игры (в том числе имитация поведения в реальных потребительских ситуациях), практические задания, конкурсы, диспуты и т.п. Для контроля знаний обучающихся предлагается использовать мини-тесты (на знание основных понятий), устные опросы, задачи и игровые ситуации, предполагающие действия в реальных потребительских ситуациях. Специфика предмета такова, что в большинстве случаев не предполагается единственный ответ на поставленный вопрос, учитель должен оценивать способность ученика думать в заданной программой направлении, мыслить критически. Разработка системы уроков по теме «Семейный бюджет» для профильного класса представлена в таблице № 4.
Таблица № 4
Учебно-тематический план занятий
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
Семейный бюджет |
2 |
2 |
Источники семейных доходов |
2 |
3 |
Семейные расходы и закономерности их изменения |
2 |
4 |
Инфляция и семейная экономика |
2 |
Другая информация:
Понятие форм воспитательной работы
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников ...
Половое воспитание в семье
В число природных особенностей человека, обусловленных социальными факторами входят те, что определяются полом. Современна я наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психи ...
Изучение многогранников в школьном курсе математики
В школьных учебниках после изучения «бесконечно-протяженных» и в силу этого весьма абстрактных геометрических фигур: прямых и плоскостей (вернее сказать, их взаимного расположения в пространстве) изучаются зримые, «конечные», даже, можно сказать, осязаемые пространственные фигуры, и в первую оче ...